thumb
Фото: migaraconsulting.com

Понятие «Сибирь» или сибирские регионы включает в себя территории 12 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, — Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва и Республики Хакасия, Алтайского, Забайкальского и Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей.

К последовательному и сбалансированному развитию этих регионов (они делятся на три сегмента: Арктический пояс развития, Северный пояс развития и Южный пояс развития) федеральный центр подходил не один раз. Самым значимым документом для развития этих регионов стала «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года». Красивый, умный и внушительный документ.

Однако по большей мере он стал декларативным. Многое из заложенного там либо не выполнено, либо трудно реализуемо. Тем более в свете нынешних экономических трудностей. Поэтому эта стратегия нуждается в актуализации.

Теперь по существу. Во что я не верю? В привлечение иностранных инвестиций и в механизм государственно-частного партнерства, как механизмы развития территорий. Ни то, ни другое не сработает.

Единственное, что возможно, так это государственные вложения в крупные инфраструктурные, промышленные и социальные проекты. Их условно можно разделить на четыре части.

Первая, энергетическая. «Сила Сибири», реализуемая ОАО «Газпром» способна дать финансовый эффект в сотрудничестве с Китаем. И, самое главное, способствовать газификации 12 регионов Сибири. Затягивание этого вопроса не пользу властей («сапожник без сапог»). Кстати, в свое время меня буквально сразил один факт, на момент распада СССР самой газифицированной республикой страны была Армения (95% газификации).

Вторая часть, промышленная. Продвижение так называемых институтов развития: Территорий опережающего развития (ТОРов), Особых экономических зон (ОЭЗ), индустриальных (промышленных) парков. С механизмами налоговых и таможенных преференций это фактически даст старт реиндустриализации.

Появление новых промышленных производств с наличием полезных ископаемых может дать сибирским регионам новый импульс в развитии.

Третья часть, коммуникации. Если не появление дублера Транссиба, то строительство неких коммуникационных железнодорожных центров способно оживить реальный сектор экономики, включая малый и средний бизнес. В сочетании с реконструкцией федеральных и региональных автомобильных дорог, появление порядка 40-45 новых авиационных маршрутов сделает эти территории более привлекательными для экономически активного населения.

Четвертая часть, социальная. Сибирским регионам необходим новый масштабный социальный проект по привлечению новых рабочих рук («северный коэффициент» простимулировал бы данный процесс). А разработка туристических центров в рамках госпрограммы поспособствовала бы дополнительному привлечении турпотоков и денежных средств.

Автор: Дмитрий Нечаев, политолог, председатель экспертного совета Воронежского института политического анализа и стратегий, доцент ВГУ