thumb
Фото: mosurbanforum.ru

Вызовы, которые стоят перед крупнейшими городами мира, похожи, но ответы на них чаще всего уникальны. Какими соображениями руководствоваться, выбирая направления развития, как формулировать ключевые проблемы и какими профессиональными инструментами искать для них решения? Найти ответы помогут исследования, проведенные по заказу форума, опыт экспертов, новые данные и вдохновляющий опыт из разных стран и городов.

В 2014 году Московский урбанистический форум стал инициатором сразу нескольких исследований стратегий развития городов. Одно из них было посвящено отношениям глобальных городов и правительств государств, в которых они находятся, — диалогу и кооперации между городским и национальным уровнями власти. Мы публикуем основные идеи этого исследования.

Новый цикл развития глобальных городов

Развитие городов на международном уровне носит волнообразный и циклический характер. Возможность участия в очередной «волне» зависит от крупных геополитических событий, состояния ключевых отраслей экономики, новых технологий или просто прихоти городских и национальных руководителей. Очевидно, что число городов, участвующих в новом цикле глобализации, который начался после кризиса 2008–2009 годов, велико как никогда. В мире наблюдается непрерывное становление новых глобальных городов, что вызвано различными факторами.

Если участие в предыдущих циклах, которые обеспечили процветание таких глобальных городов, как Лондон, Нью-Йорк и Токио, зависело от способности города играть роль финансового, делового, информационного, туристического и торгового центра, то сегодня растет значение науки, медицины, ИКТ , зеленых технологий, сферы услуг, дизайна и недвижимости. Современные глобальные города представляют собой сложный экономический механизм привлечения человеческого капитала, инвесторов, предпринимателей. Города должны уделять больше внимания вопросам удобства жизни, культурного отдыха и модернизации городской среды.

Финансовый кризис 2008–2009 годов выявил проблемы городов, жизнь в которых зависела только от одного сектора экономики. Последствия кризиса также обнажили хрупкость инвестиционной модели многих городов, стремящихся к модернизации инфраструктуры, жилья и образования. Кризис привлек внимание к вопросам устойчивого развития и территориального роста. Стала очевидной необходимость разработать иструментарий, который позволит предотвратить застревание на нежелательном пути развития.

Наконец, все больше внимания уделяется растущему неравенству внутри страны и между отдельными городами. Во многих странах это вызвало волну пессимизма по поводу эффективности модели глобального города в принципе. Позиции правительств отдельных стран по этому вопросу различаются, однако многие руководители государств стали более осторожно относиться к поддержке роста крупных городских центров. Это делает новый цикл глобализации еще более необычным: усиление экономической роли глобальных городов совпадает с ростом национализма, сепаратизма и раздражения, вызванного миграцией.

Отличительными чертами нового цикла развития глобальных городов являются широкая конкуренция, новые тенденции в промышленности, понимание и учет стратегической обстановки, а также противоречия между «победителями» и «проигравшими» в ходе глобализации.

Все это требует свежего подхода к выбору связей и партнерских отношений с руководителями и учреждениями в национальном правительстве. Национальные государства только сейчас начинают понимать, как устроен этот новый мир.

Отношения между национальными правительствами и глобальными городами могут быть очень разными. Можно выделить четыре типа таких отношений.

1. Централизованные системы. Национальное правительство контролирует значительную часть государственных расходов и отвечает за большинство макроэкономических решений, налогообложение, планирование инфраструктуры и миграции. В таких странах глобальные города — это чаще всего столицы, где сосредоточены органы государственной власти.
Примеры: Лондон, Париж, Сеул, Токио.

2. Федеративные системы с сильным влиянием национального правительства. Глобальными городами де-факто управляют региональные власти, отвечающие за все решения, влияющие на развитие города. Даже если глобальный город является крупнейшим центром такого региона (провинции или штата), в составе выборного регионального правительства зачастую больше представителей сельских областей или менее крупных городов.
Примеры: Мумбай, Нью-Йорк, Сан-Паулу, Торонто.

3. Федеративные системы с влиятельным городским самоуправлением. Глобальные города наделены высокой степенью автономности, даже если полностью или частично находятся под суверенитетом национального правительства. Управление большей частью страны осуществляется через систему штатов или провинций (областей), однако крупным и важным городам может быть присвоен статус, эквивалентный более высокой административной единице. В таком случае они получают больше свобод и прав.
Примеры: Гонконг, Москва, Шанхай.

4. Независимые города-государства. В мире есть несколько городов, обладающих полной независимостью или автономностью, — над городом нет вышестоящего национального правительства, и он располагает собственным дипломатическим и военным аппаратом.
Примеры: Сингапур.

Национальные правительства и глобализация городов

Специфика экономического развития каждого глобального города тоже уникальна, и отношение к успехам глобальных городов у национального правительства тоже разное: они формируются в рамках различных экономических и политических традиций. Можно выделить как минимум четыре базовые модели, отражающие разную степень вмешательства национального правительства и его отношение к экономической глобализации городов.

При этом в ходе последнего цикла глобального экономического роста национальные правительства стали осознавать необходимость перемен для того, чтобы глобальные города могли успешно обеспечивать нужды своих граждан и сохранять конкурентоспособность. К этому правительства часто толкали внешние факторы: экономические кризисы, политические скандалы, экологические катастрофы или масштабные спортивные мероприятия. Но, так или иначе, сегодня многие национальные государства осознают возможности и угрозы, связанные со смещением центров экономического притяжения или интеграцией крупных регионов, и потому рассматривают новые стратегии для эффективного развития глобальных городов. Их можно условно разделить на шесть базовых тенденций.

Мировая финансовая конкурентоспособность, поддержка бизнеса

Сегодня национальные правительства не только лучше представляют динамику конкуренции между городами, но и могут видеть последствия ошибок в региональной политике и последствия неравномерного воздействия глобализации. Глобальным городам необходима качественная среда для ведения бизнеса. Их конкурентоспособность будет зависеть от того, сможет ли в том числе и национальное правительство управлять инфляцией, повысить эффективность государственного сектора, обеспечить правовые гарантии и прозрачность деятельности для частного сектора.

Поддержка исследований и инноваций

Наукоемкие отрасли находятся в фазе ускоренной глобальной интеграции, а потому многие глобальные города стремятся стать центрами развития науки и технологий. Национальное и региональное правительства играют ключевую роль в этом процессе, определяя, где размещать центры развития инноваций и необходимую для них инфраструктуру. Государственные исследовательские гранты и решения научных институтов могут значительно улучшить инновационно-технологическую среду глобальных городов.

Проведение крупных мероприятий

Проведение мероприятий международного уровня — это уникальный и редкий шанс для глобального города. Наиболее значимые из них, например Олимпийские игры, обращают внимание всего мира на город. Деловые международные мероприятия дают возможность выходить на новые рынки. Однако, чтобы мероприятия укрепили репутацию города, а не стали для него колоссальным провалом (что случается не так уж редко), необходимо тесное сотрудничество властей города с национальным правительством. Только так можно будет обеспечить своевременное завершение инфраструктурных проектов, соблюдение технических стандартов и в результате формирование положительного имиджа города.

Открытые рынки труда 

Международные компании, работающие в глобальных городах, нуждаются в кадрах. Возникает необходимость формирования рынков труда, открытых для талантливых зарубежных специалистов. Глобальные города могут развиваться в стране, которая хотя бы в некоторой степени открыта притоку зарубежной рабочей силы, где существуют университеты и образовательные учреждения, имеющие возможность привлекать студентов со всего мира.

Связь с миром 

Глобальные города должны уделять пристальное внимание развитию систем внутренней и внешней коммуникации. Внешние коммуникации необходимы
для эффективной деятельности на международном уровне. Порты, аэропорты, высокоскоростные железные дороги, логистические платформы, сети авто-
магистралей и все виды цифровых коммуникаций — это ключевые элементы конкурентоспособности глобальных городов. С глобализацией связаны многие изменения: быстрый рост населения, необходимость управления его плотностью, перераспределение функциональных территорий — успешность решения этих проблем зависит уже от качества внутренних коммуникаций, особенно общественного транспорта.

Управление ростом численности населения и последствиями глобализации

Возможности трудоустройства, культурное своеобразие и относительная политическая стабильность глобальных городов сделали их невероятно привлекательными. Увеличение спроса на недвижимость, вызванное притоком рабочей силы и инвесторов, влечет за собой новые и неожиданные проблемы в отношении обеспечения жильем (особенно для молодых людей), территориального управления, образовательных услуг и услуг в области здравоохранения, социально-экономической адаптации. Создание новой инфраструктуры необходимо для модернизации устаревших систем энерго- и водоснабжения, санитарно-технических систем и систем правопорядка и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Эпоха глобальных городов еще только начинается. В ближайшие 25 лет, по мере интернационализации новых секторов и развития стран, появится много новых глобальных городов. Это означает, что в той или иной форме диалог между глобальными городами и национальными государствами будет продолжаться по меньшей мере еще ближайшие 50 лет. Решающую роль сыграет способность государства быстро адаптироваться к специфике глобальных городов. Уже сложившиеся глобальные города — Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио и Торонто — стремятся решить проблему дефицита инвестиций, сохранить доступность и конкурентоспособность. Их интересы направлены в основном за пределы национальной экономики — в области, где можно найти новые источники роста. «Новые» глобальные города — Москва, Мумбай, Шанхай, Сан-Паулу — добиваются успеха, когда предлагают привлекательные стимулы: высокую рентабельность, хорошее управление рисками, базовый уровень защищенности, высокий уровень государственных услуг. Учитывая свой предыдущий опыт — циклический подъем в глобальной цепочке создания ценности, беспрецедентный рост населения, — сейчас они стремятся более структурированно и системно решать вопросы качества жизни.