thumb

На конференции «Сибирь в XXI веке – новое освоение: подходы, стратегии, проекты», проходящей в рамках Международного конгресса  «Сибирский плацдарм: время новых решений», особое внимание было уделено перспективам сотрудничества с Китаем. Связанные с этим вопросы обсуждались на секции «Экономический пояс Шелковый путь – открытые возможности для России и Сибири».

«Новый шелковый путь» (или «Экономический пояс Шелкового пути») – крупнейшая инициатива Китайской народной республики, провозглашенная в 2013 году под лозунгом «Один пояс – один путь». Концепция предусматривает создание новых транспортных коридоров, проходящих по территории Средней и Центральной Азии, России, Ближнего Востока и заканчивающихся в Европе. На территории проекта сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63% населения планеты, предполагаемый экономический масштаб – 21 трлн. долларов США. Реализация концепции открывает новые возможности для развития транспортной, инфраструктурной, инвестиционной и гуманитарной сферы на Новом шелковом пути, но также скрывает в себе огромные риски.

Цель дискуссии — обозначить шансы, которые «Новый шелковый путь» дает регионам и городам России (и в особенности, Сибири и Дальнего Востока), в социальной, экономической и торговой сфере.

Для обсуждения предлагались следующие вопросы:

  • Какие возможности есть у российских регионов, городов, бизнеса для того, чтобы участвовать в формировании повестки российско-китайских отношений? А что сдерживает продвижение экономического сотрудничества регионов России с Китаем?
  • Какие риски для регионов и городов России несет проект «Нового шелкового пути»? Как регионы и города России могут получить экономическую прибыль от участия в проекте?
  • Может ли России принести пользу создаваемая китайцами в странах Центральной Азии транспортная инфраструктура? Каким образом российские и центральноазиатские регионы могут использовать появляющиеся пути для увеличения торгового оборота между ними?
  • Каким образом Россия может выиграть от инвестиций Китая в развитие его приграничных территорий? Принесет ли это изменения в развитии социальных отношений в приграничных российско-китайских регионах? Можем ли мы использовать ее для транспорта своей продукции или в этом нет необходимости?
  • Какие компетенции необходимы российским предпринимателям для того, чтобы сотрудничество с Китаем стало взаимовыгодным? Как найти общий язык с китайским бизнесом?
  • С какими вызовами сталкивается Германия как страна, в которой Новый шелковый путь заканчивается? Какие шансы для европейских экономик видят эксперты в этом проекте?
  • Может ли Новый шелковый путь стать основой для возобновления диалога России и Европейского союза? Может ли Новый шелковый путь объединить европейские, азиатские и российские интересы и привести к появлению Великой Евразии?

Модераторами секции выступили А.А. Маслов, д-р истор. наук, профессор, руководитель Школы востоковедения  Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, Россия); В.С. Ефимов, канд. физ-мат. наук, доцент, директор Центра стратегических исследований и разработок СФУ (Красноярск, Россия); С.С. Михайлова, референт Представительства зарегистрированного союза «Фонд имени Фридриха Эберта» в Новосибирске (Новосибирск, Россия).

С приветственным словом к участникам обратился Йенс Хильдебрандт, заместитель руководителя Филиала зарегистрированного союза «Фонд имени Фридриха Эберта» в Российской Федерации (Москва, Россия).

На секции были представлены доклады

  • Куда ведет новый шелковый путь? – Кнут Детлефсен, референт отдела Восточной Азии Фонда им. Фридриха Эберта в Берлине (Берлин, Германия).
  • Споры вокруг инициативы «Один пояс – один путь»: что оказалось «потеряно при переводе А.А. Маслов, д-р истор. наук, профессор, руководитель Школы востоковедения  Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, Россия).
  • Строительство высокоскоростной железной дороги и ее влияние на приграничные территории России, Монголии и Китая – Дунг Суочен, Ведущий профессор Института географии и природных ресурсов Китайской Академии Наук, исполнительный вице-президент и генеральный секретарь Международного союза ученых по программе «Экономический пояс Шелкового пути» (Пекин, Китай).
  • Партнерство регионов Сибири со странами Центральной Азии в контексте проекта «Экономический пояс Нового шелкового пути» Бахтиёр Эргашев, независимый эксперт (Ташкент, Узбекистан).
  • Возможности и проблемные точки сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и казахстанской программы Нурлы жол – Адиль Каукенов, директор Центра китайских исследований (Алма-Ата, Казахстан).
  • Как организовать успешный бизнес в Китае: основные проблемы, ошибки и затруднения – С.А. Колесниченко, генеральный представитель ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в Шанхае, руководитель Ассоциации российского бизнеса в Китае (Гонконг, Китай).