thumb

Анализируются конкурентные преимущества Сибири. Автор полемизирует со сторонниками преференциальной государственной поддержки развития этого региона в направлении машиностроения и наукоемких технологий. По мнению автора, структуру, масштабы и темпы развития экономики Сибири должен определять рынок.


Проблема включения отечественной экономики в мировое хозяйство в последние годы активно разрабатывается российскими учеными как в общих концептуальных аспектах, так и в конкретных вопросах осуществления механизма интеграции. Но еще многое предстоит сделать, чтобы трезво оценить себя и свое подлинное место в мире.

Основа благополучия России — богатые природные ресурсы, большая часть которых находится в Сибири. Финансово-экономический механизм, существовавший в административно-командной системе, позволял осуществлять интенсивное развитие малоосвоенных регионов за счет более развитых регионов-доноров. Этот механизм не может вписаться в рыночные условия, когда развитие отдельных регионов должно осуществлять-
ся на базе их конкурентных преимуществ. Некоторые ученые предлагают стратегию развития Сибири на основе создания инновационной экономики при условии сохранения природной ренты для нужд развития Сибири, а далее ввозу капитала при поддержке государства.

Сибирь занимает 40% территории России и располагает огромным по составу и качеству сырья природно-ресурсным потенциалом. На долю этого региона приходится 60-85% основных минерально-сырьевых и энергетических ресурсов: 90% ресурсов угля РФ находится восточнее Урала, запасы газа составляют 85% общероссийских, нефти — 68%; в Сибирском федеральном округе находятся 85% запасов свинца и платины, 71% — никеля, 88% — угля, 40% — золота. Соответственно, экономика Сибири базируется прежде всего на эксплуатации природных ресурсов.

Сибирь вносит весомый вклад в общий уровень промышленного развития России. Занимая 38,4% территории страны, на которой в 2002 г. проживало 16,4% всего населения РФ, Сибирь дает свыше 30% созданного в национальной промышленности валового регионального продукта (ВРП) и более чем в 1,2 раза превышает среднероссийские показатели по выпуску
ВВП на душу населения [1].

Специализация Сибири, как и других регионов, складывалась еще в период социализма. При размещении производства учитывались не столько конкурентные преимущества региона, сколько политические и военные факторы. Кроме того, неэффективная экономическая специализация регионов сформировалась в результате директивного ценообразования, включавшего заниженные цены на топливо, сырье и материалы и завышенные — на готовую продукцию.

Следствием является некомплексный характер экономики Сибири, чрезмерная ориентация сибирской экономики на внешние по отношению к ней рынки, соответственно, высокий уровень транспортных издержек при низкой транспортной освоенности территории.

В настоящих условиях под воздействием рыночных факторов специализация Сибири меняется, усиливается сырьевая направленность экономики. В 1997 г. было проведено исследование промышленности Томской области группой австрийских и российских ученых. Следуя концепции М. Портера, который предположил, что национальное и, следовательно, региональное развитие тесно связано с развитием промышленных отраслей, которые обычно соединены вертикальными (покупатель — поставщик) или горизонтальными (общие покупатели, технология) каналами, экономисты предприняли попытку распознать присутствие подобных кластеров на территории Томской области. Ученые пришли к выводу, что к потенциальным кластерам можно отнести следующие:

Нефть. Нефтяная промышленность представляется «островом» в индустриальном ландшафте Томска, поскольку нефтяные месторождения Томска расположены на северо-западе района, который граничит с Тюменской областью, и машиностроение в основном расположено в Тюмени. Более того, большинство нефти, произведенной в Томске, транспортируется на нефтеперабатывающий комбинат, расположенный в Ачинске (Красноярский край).

Дерево. Несмотря на то что в этом кластере больше зависимых производителей, его отличительной чертой является недостаток предприятий, использующих древесину в качестве сырья, что является причиной небольших объемов обработанной древесины на рынке Томска. Кроме двух фармацевтических предприятий, которые могли быть потенциальными пользователями продукции лесной промышленности, строительство и кораблестроение (кроме мебельной промышленности, которая является частью дерево-обрабатывающей промышленности) — единственные местные потребители древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность, которая включает в себя типографии, а также фирму по производству картона и упаковочных материалов, не может быть рассмотрена как значительная.

Кабель. Этот кластер является наиболее важным в Томске. Недостаток его заключается в том, что основные клиенты производителей — авиационная и машиностроительная промышленности — с трудом преодолевают кризис.

Трудно ожидать наличие сформировавшихся кластеров не только в Томской области, но и в других регионах. Кластеры тесно связаны с процессом «спонтанной самоорганизации» в экономике, территориально-производственные комплексы в советском народном хозяйстве формировались на иных принципах. Кроме того, томское машиностроение в основном сформировалось в результате эвакуации заводов с западных территорий во время войны, по большей части это оборонная промышленность.

Конкурентные позиции региона динамичны и меняются под влиянием различных факторов, в том числе и активной структурной политики.

Какую структурную политику проводить в Сибири? Вопрос во многом риторический, поскольку контуры промышленной политики в России просматриваются слабо. Тем не менее этот вопрос является предметом обсуждения, и основная позиция, высказываемая главным образом сибирскими учеными, — диверсификация экономики регионов Сибири на основе развития научно-технического, инновационного потенциала территории. По их мнению, современная Сибирь обладает, как минимум, тремя мощными точками роста [2].

Первая точка роста заключается в развитии добывающей промышленности и отраслей глубокой переработки сырья, вторая, положенная в основу намеченных структурных преобразований, базируется на машиностроении и наукоемких технологиях, третья состоит в создании транспортного коридора между экономическим комплексом Европы и растущим Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Условием реализации научно-технического, инновационного сценария развития Сибири является переход к сохранению природной ренты для нужд развития Сибири и далее к ввозу капитала (в течение 15-25 лет). Наряду с ресурсными проектами, реализация которых позволяет получить стартовый капитал, осуществляются научно-технические проекты.

Насколько правомерна такая позиция? А есть ли необходимость в осуществлении диверсификации структуры экономики Сибири, по крайней мере, в настоящий период? Ответ на этот вопрос не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд.

Система конкурентных преимуществ, имеющаяся в наличии у данного региона, служит предпосылкой процесса дифференциации регионов, который является основой межрегиональной конкуренции.

Общеизвестна высокая капиталоемкость как собственно производства, так и всех условий жизнедеятельности в суровых климатических условиях Сибири, что изначально делает неконкурентоспособными товары, основанные не на уникальных качественных характеристиках.

Поскольку природные ресурсы в России находятся в государственной собственности, то представляется некорректным положение о консолидации и использовании природной ренты в Сибири. Кроме того, концентрация ресурсов на развитии обрабатывающей и наукоемкой промышленности через систему государственной поддержки, как это обычно предлагается, немногим отличается от действовавшей при социализме практики государственного финансирования различных проектов, в этом случае не представляется возможным избежать лоббирования, волюнтаризма и разворовывания средств.

Отрасли высоких технологий предъявляют специфические требования к рабочей силе, поэтому не могут развиваться в «глубинке», а тяготеют к местам сосредоточения высококвалифицированного персонала. Поэтому города, обладающие большим научным потенциалом, становятся привилегированными центрами промышленного развития, ориентированного на внедрение в производство достижений современной науки и техники, реализацию нововведений.

В Сибири есть квалифицированная рабочая сила и учебная база для ее подготовки, центры фундаментальной и прикладной науки. Но этих условий, на наш взгляд, недостаточно для развития конкурентоспособного наукоемкого машиностроения, поскольку оно не может быть замкнуто на потребности узкого местного рынка. Для Сибири имеет особое значение транспортный фактор (Россию отличают самые длинные плечи перевозок даже по собственной территории, не говоря уже о перевозках экспортно-импортных грузов за границами страны, и самые длинные в мире трубопроводы). Хронической проблемой Сибири является низкий уровень развития производственной и социальной инфраструктуры, слабое освоение огромных территорий.

Существует диспропорция между европейской частью России, где сосредоточено более 75% населения и экономического потенциала страны, и регионами Сибири, на долю которых приходится 60-85% основных энергетических и минерально-сырьевых ресурсов.

Процесс освоения территории России сопровождался довольно узкой экономической специализацией регионов, обусловленной, с одной стороны, ограничениями в количестве трудовых ресурсов, с другой — приоритетным развитием в 1950-1960-е гг. крупного производства. Малоосвоенным районам отводилась роль поставщиков сырья, на среднеосвоенных территориях сосредоточивалось производство промежуточных продуктов, а старые промышленные районы специализировались на выпуске конечной продукции.

Следствием стало то, что экономические связи Сибири замыкались в основном в европейской части СССР.

В условиях существующей ограниченности инвестиционных и трудовых ресурсов возникает дилемма: вкладывать средства преимущественно в европейскую часть, ориентируя развитие Сибири по пути вывоза с ее территории природного сырья и продуктов начальных стадий переработки на нужды европейской части страны, или в экономику сибирских регионов при отсутствии достаточного количества трудовых ресурсов и экстремальных климатических условиях?

Население России уменьшается, прогноз Мирового банка на 2020 г. — 134,5 млн человек. В советский период считалось, что население должно идти за развитием производства, главным фактором которого стало приближение его к источникам сырья или строительным базам. В широких масштабах шло освоение восточных и северных районов, куда были переселены десятки миллионов человек на постоянное проживание в неблагоприятных условиях. На наш взгляд, ученые, предлагающие реализовывать за государственные деньги крупномасштабные инвестиционные проекты в обрабатывающих отраслях на территории Сибири, мыслят в том же направлении. В реальной действительности капитал в огромных масштабах вывозится из Сибири в европейскую часть страны и за границу, поскольку в нерентабельное производство его вкладывать бессмысленно. Исключение составляют ТЭК и горно-металлургический комплекс.

На наш взгляд, адаптация экономики Сибири и изменение ее профиля в хозяйственных связях должны происходить методом «спонтанной самоорганизации», структуру, масштабы, темпы развития экономики должен определять рыночный механизм, активное государственное вмешательство необходимо лишь для учета геополитических и военных факторов.

ЛИТЕРАТУРА
1. Казанцев С.В. Изменение роли и специализации промышленности Сибири в 1994-2001 гг. //ЭКО. 2003. № 10. С. 25-39.
2. Драчевский Л.В. XXI век: Стратегия развития Сибири //ЭКО. 2002. № 12. С. 8-15.

Статья представлена кафедрой мировой экономики экономического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Экономические науки» 22 мая 2005 г.

Автор: Л.M. Клопотова