thumb
Фото: krsk.aif.ru

Какой должна быть промышленная политика в России? Это важнейшая тема экономической повестки страны. На Красноярском экономическом форуме в качестве одного из ее «векторов» было предложено обсуждать импортозамещение. В рамках мозгового штурма на Форуме обсуждались следующие вопросы: Каким образом нужно понимать импортозамещение в нынешней ситуации? Что ему препятствует? Какие меры должны ускорить импортозамещение?

Участниками мозгового штурма стали представители крупных российских компаний, ведущих вузов, общественных организаций, Министерства промышленности и торговли РФ. Модератор – Алексей Репик, президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Ниже изложен ряд тезисов состоявшегося обсуждения, высказанных Владимиром Мау (ректором РАНХиГС), Владимиром Сметаной (вице-президентом Группы компаний «Финвал»), Андреем Сапелиным (первым заместителем председателя, членом правления Внешэкономбанка), Евгением Никитиным (директором по алюминиевому бизнесу «РУСАЛа»), Лилией Титовой (исполнительным директором Союза профессиональных фармацевтических организаций) и другими участниками.

  1. Импортозамещение: верна ли постановка задачи?

Большинство участников мозгового штурма считают, что сама постановка задачи импортозамещения неадекватна в сегодняшней ситуации, если понимать эту задачу узко, как замещение импортируемой продукции продукцией российских производителей, не затрагивая при этом технологический уровень и конкурентоспособность отечественных производств.

Задача импортозамещения была актуальной в ситуации кризиса 1998 года, когда в России простаивала большая доля производственных мощностей. Сейчас ситуация иная. Во-первых, нет задачи загрузить свободные мощности, их практически нет. Во-вторых, российские предприятия участвуют в глобально распределенных цепочках создания стоимости, создают продукцию с использованием импортных компонентов и, таким образом, сами нуждаются в импорте – не будет поставок этих компонентов, не будет и собственного производства, не будет того же импортозамещения.

Сегодня другая, в сравнении с 1998 годом, повестка промышленной политики. Ее результатом должно стать повышение глобальной конкурентоспособности российских компаний. Это означает, что российские компании должны стать способными не только наполнять своей продукцией внутренний российский рынок, но и обеспечивать несырьевой экспорт.

Если учитывать реалии сегодняшнего дня, то и стратегия импортозамещения должна заключаться не в создании барьеров для импорта (курсы валют защищают внутренний рынок лучше, чем какие-то особые меры), а в радикальной модернизации производств и в структурной модернизации экономики в целом.

  1. Какой должна быть «поддержка отечественных производителей»?

Должно быть правильно понято, что означает «поддержка отечественных производителей». В современной экономике не может быть отраслевых приоритетов, как это было в 19–20 столетиях. Промышленная политика должна различать не приоритетные и прочие отрасли, а передовые и отсталые предприятия, передовые и отсталые технологии. Задача промышленной политики – поддержка передового в самых разных отраслях, секторах производства; поддержка только предприятий, чья продукция конкурентоспособна на мировом рынке.

Поддержка предприятий через госзаказ на их продукцию – это лучше, чем поддержка через «вливания» финансовых ресурсов из госбюджета. Но предприятие, которому гарантирован сбыт продукции за счет госзаказа, начинает выпадать из конкуренции, и в результате такой «поддержки» в перспективе «вылетает с рынка».

При создании новых производств поддержка в виде налоговых льгот имеет исчезающее малое значение. Входящий на рынок бизнес оценивает риски, связанные не с налогами, а с безопасностью собственности и личности – возможно ли будет удержать свой бизнес, когда он разовьется, станет прибыльным? Перспективы бизнесов в России сегодня определяются не только и не столько макроэкономической и финансовой политикой – этим ситуация отличается от 90-х годов.

  1. От защиты внутреннего рынка – к глобальной конкурентоспособности

Важнейшей темой промышленной политики должно стать выстраивание  «своих» цепочек добавленной стоимости, включенных в глобальное экономическое пространство, и защита этих цепочек. Это значительно более сложный объект «заботы» в сравнении с просто предприятиями или группами предприятий, работающими на российского потребителя.

Иностранные конкуренты значительно опережают российские предприятия (например, станкостроительные) по технологическому уровню. Необходим трансферт передовых технологий, сокращение технологического разрыва.

В современных условиях не так важно, где, на территории какой страны размещено производство. Значительно важнее – где размещены центры добавленной стоимости, инжиниринговые центры, кому принадлежит интеллектуальная собственность. Поэтому не так сложно добиться того, что производственные звенья, продукция которых потребляется в России, будут размещены здесь же. Но если центры прибыли, интеллектуальное звено будут в других странах, Россия мало что выиграет. Промышленная политика должна приводить к тому, что центры максимальной добавленной стоимости, интеллектуальная собственность, инжиниринговые центры будут российскими.

Вопрос о возможной специализации России в глобальной экономике – вовсе не тривиальный. Важно понимать, что экспортировать можно очень разное, и традиционная специализация страны может резко измениться. Например, в США ведущей статьей экспорта становится экспорт развлечений. Южная Корея знаменита как экспортер судов, однако в настоящее время экспорт корейских мультфильмов дает в 2 раза больший доход, чем корейское судостроение. Важно понять: чем, какой продукцией может быть знаменита Россия через 20 или 30 лет?

  1. Каковы показатели правильной промышленной политики?

В первую очередь – показатели эффективности российских предприятий, не только занятая ими доля внутреннего рынка, но и экспортный потенциал.

Далее, горизонты планирования: не только 5–10 лет, но 30 лет и более.

  1. Каковы препятствия для развития индустрии, реального сектора в России?

Во-первых, практически невозможно в существующих условиях создавать в России новые промышленные объекты; основные причины этого – цена денег и система налогообложения.

Во-вторых, зарубежные производители, например, оборудования, работают в таких условиях, что как поставщики они имеют преимущества, могут быть значительно гибче, удобнее для потребителя, по сравнению с российскими производителями. Так, зарубежные производители оборудования для топливно-энергетического комплекса предлагают российскому покупателю кредит в долларах под 4 %. Российские производители аналогичного оборудования не могут предлагать свою продукцию на подобных условиях, поэтому гарантированно «вылетают» из числа поставщиков.

В-третьих, есть ряд препятствий для размещения промышленных объектов зарубежными компаниями в России, в первую очередь это расхождение технических стандартов в России и в мире. Есть множество стандартных проектов промышленных объектов, но по ним нельзя строить в России, нужно переделывать и согласовывать проект, это увеличивает себестоимость строительства на 30 %.

  1. Необходимые компоненты промышленной политики

Поддержка экспорта, выхода российских предприятий на внешние рынки (например, необходимо создать Агентство экспортного кредитования, нагрузить торгпредства России в других странах функциями поддержки российских экспортеров).

Создание условий на финансовом рынке, необходимых для развития реального сектора – адекватных ставок по кредитам, особенно для инвестиционных целей.

Переработка системы технических стандартов, в частности, применяемых при строительстве промышленных объектов

Необходимо ввести норму: иностранные инжиниринговые фирмы должны допускаться к деятельности в России только через создание совместных предприятий с российским участием и с обязательством иностранного партнера передавать технологии и компетенции российскому партнеру.