thumb

В 1934-м году Красноярск стал главной авиационной базой освоения всего российского Севера. 80 лет спустя красноярские авиаторы претендуют на такую же роль в освоении шельфа арктических морей.

Ещё в январе 1934-го по приказу начальника Управления воздушной службы Главсевморпути (ГУСМП) в Красноярске начали оборудовать авиаремонтные мастерские. Тогда же на острове Телячьем (ныне остров Молокова) начали строить гидробазу полярной авиации. В условиях почти полного отсутствия аэродромов основу самолётного парка полярной авиации составляли тогда гидросамолёты, летавшие «с воды».

«В комплексном хозяйстве Красноярской гидроавиабазы будет строиться большой ремонтный самолётно-моторный завод и сборочный завод по самолётам, приспосабливающий отдельные стандартные типы машин, выпускаемые нашей промышленностью, к специфическим нуждам Севера», — писал в 1934 году главный инженер Управления воздушной службы Главсевморпути Пётр Абраменок.

С 1938 года, когда в Красноярске ввели первую очередь авиаремонтного завода (позднее он был реорганизован в судостроительный), наш город стал главной базой арктической авиации страны. Достаточно сказать, что все (ВСЕ!!!) самолёты, предназначенные для работы на Крайнем Севере СССР от Мурманска до Чукотки, дорабатывали и переоборудовали именно в Красноярске.

В самый тяжёлый начальный период Великой Отечественной войны осенью 1941 года Государственный комитет обороны поручил легендарному полярному асу Василию Молокову организацию секретной трассы для перегона самолётов из США в СССР, известную теперь как «АлСиб» (Аляска — Сибирь). Красноярск стал её финальной точкой, где авиационную технику, поставляемую по ленд-лизу, ремонтировали и приводили в порядок после тяжелейшего перелёта из другого полушария. В нашем же городе во время войны была организована переподготовка фронтовых лётчиков на американские бомбардировщики и истребители…

В 60-х годах красноярские авиаторы одними из первых в стране осваивали новые реактивные и турбовинтовые самолёты. В 60-70-х годах в красноярском аэропорту «Северный» базировалось до 50 Ил-18! В 70-х годах в Красноярском крае было построено более полусотни больших и малых аэропортов — практически каждый райцентр имел свой аэродром.

О сегодняшнем дне красноярской авиации говорит руководитель Красноярского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта («Росавиация») Сергей Родькин:

— Наша авиация в последние годы немного расправила крылья: и авиакомпании, и крупные аэропорты живут и работают стабильно. В Красноярске (а/п «Емельяново»), в Абакане (кроме Красноярского края Красноярское управление «Росавиации» отвечает за Хакасию и Тыву) и в Норильске создана хорошая инфраструктура. В частности, в Абакане произведён ремонт взлётно-посадочной полосы и перрона, сейчас в стадии завершения ремонт ограждений, строятся производственные помещения, аэропорт оснащается по полной программе. Очень хорошо выглядит обновлённый норильский аэропорт «Алыкель».

Красноярский аэропорт «Емельяново» также записал себе в актив целый ряд достижений последних лет. По итогам 2012 и 2013 годов «Емельяново» два раза подряд был признан лучшим в номинации «Большой вклад в развитие производства» среди аэропортов с пассажиропотоком более миллиона пассажиров на конкурсе «Лучший аэропорт года стран СНГ». Прибыль «Емельяново» в 2013 году превысила 200 миллионов рублей, а пассажиропоток превысил два миллиона человек. В то же время, как отметил министр транспорта Красноярского края Сергей Ерёмин, «существующая инфраструктура является ограничителем дальнейшего роста и развития аэропорта».

Проект строительства новых объектов аэропорта «Емельяново» и реконструкции существующих разработан. Губернатор Виктор Толоконский, обозначил начало строительства нового аэровокзала 2015-м годом.

— У нас в крае нет дефицита самолётов, внутрирегиональный рынок давно определён, мы знаем, сколько где пассажиров, куда кто летает, — говорит Сергей Родькин. — А вот малые межрегиональные перевозки до 2012 года были заброшены. Трассы, вроде Красноярск-Кемерово, Красноярск-Новокузнецк, Красноярск-Горно-Алтайск были нерентабельны. Но в связи с тем, что Правительство России приняло соответствующее постановление и выделяет дотации на развитие межрегиональных авиалиний, условия существенно изменились. Так, после приобретения самолётов L-410 новой модификации, сейчас активно формирует межрегиональную сеть перевозок компания «КрасАвиа», в частности, в ноябре открывается новая линия Красноярск-Нижнеудинск (Иркутская область).

Второй аэропорт краевого центра «Черемшанка», где пожар в декабре 2011 года полностью уничтожил аэровокзал, тоже работает стабильно. В настоящее время именно из «Черемшанки» «накатывает» свои новые межрегиональные маршруты в Абакан, Барнаул, Братск, Горно-Алтайск, Кызыл и Новокузнецк компания «КрасАвиа». Отсюда же регулярные внутрикраевые рейсы в Кодинск и Светлогорск выполняет «КАТЭКАВИА». Сегодня «Черемшанка» может принимать региональные воздушные суда типа Ан-24/26, Ан-30/32, Ан-72/74, Як-40/42, ATR и вертолёты всех типов.

Кроме собственного аэропорта ФГУП «Черемшанка» также владеет и управляет аэропортами Игарки и Богучан. А вот другие 11 «оставшихся в живых» в XXI веке малых аэропортов Красноярья до недавнего времени были в собственности края и в ведении краевого государственного предприятия «КрасАвиа». По сути дела авиаперевозчик вынужден был «тащить на себе» нерентабельное портовое хозяйство — средств не хватало ни на новые самолёты, ни на обновление аэропортов.

Чтобы разрубить «гордиев узел» проблем региональной авиации, в 2011 году пять аэропортов (Кодинск, Мотыгино, Северо-Енисейский, Подкаменная Тунгуска и Туруханск) были переданы вновь образованному федеральному казённому предприятию «Аэропорты Красноярья». Кстати, Красноярский край первым в России объединил малые аэропорты под началом федерального предприятия, после нас по этому пути пошли другие регионы.

— Чуть более чем за два года в аэропортах, переданных в федеральную собственность, произошли существенные изменения, — с удовольствием отмечает Сергей Родькин. — Предприятия «задышали», везде ведутся ремонты, закупается новая спецтехника для наземных служб. В Туруханске и Подкаменной Тунгуске сделан ремонт взлётно-посадочных полос, идёт ремонт ограждений. Впервые за долгие годы у нас в крае построено новое здание аэровокзала в аэропорту Туруханска. Это существенный прорыв.

Сейчас правительство края решает вопрос передачи в федеральную собственность шести оставшихся малых аэропортов: трёх в Эвенкии (Тура, Байкит, Ванавара), а также в Енисейске, Диксоне и Хатанге.

Самый сложный с точки зрения состояния и одновременно стратегически самый важный даже не для региона, а для всей России — это аэропорт Диксона. Там уже несколько раз вводились ограничения полётов. Сложная ситуация и в Хатанге, и в Эвенкии.

— Хатанга уже много лет выполняет функцию резервного аэропорта на Таймыре, — напоминает министр транспорта Красноярского края Сергей Ерёмин. — Из всех северных аэропортов это лучший, там минимальное количество дней с неблагоприятными погодными условиями, аэропорт в Хатанге закрывают гораздо реже, чем аэропорт Норильска. Взлётно-посадочная полоса в Хатанге позволяет принимать все основные типы воздушных судов вплоть до тяжёлых аэробусов. Но самолёт сел, ему нужно уйти с полосы на рулёжную дорожку и перрон, а их покрытие в неудовлетворительном состоянии! Именно с переходом «под крыло государства» связывают авиаторы надежды на развитие шести перспективных малых аэропортов Красноярского края.

У развития, которое наблюдается сейчас в авиации Красноярья, есть материальный фактор, есть финансовый, а есть ещё и человеческий. Можно построить новые аэродромы, можно купить новые самолёты, но где взять новых людей, которые будут на них работать? Сейчас, по словам Сергея Родькина, возраст лётного состава в некоторых авиакомпаниях перевалил за 50 лет!

В условиях дефицита лётчиков немало бывших штурманов и бортинженеров прошли переподготовку на вторых пилотов. Мнения по поводу их профессионализма разные, многих настораживает «непрофильное» образование.

— Программы переподготовки на пилотов бортмехаников и штурманов были и есть, и в рамках таких программ подготовлено много настоящих профессионалов, — говорит Сергей Родькин. — Есть бывшие штурманы, которые уже в должностях не только КВС, но и пилотов-инструкторов на «Боингах» летают! Если человек стремится, он может стать пилотом, командиром воздушного судна и из штурмана или бортмеханика.

А ведь интерес молодых и не очень людей к небу по-прежнему велик!

— Помните, раньше была система ДОСААФ? — говорит Сергей Родькин. — Подростки ещё до окончания средней школы получали военно-прикладную подготовку по целому ряду специальностей, в том числе в аэроклубах ДОСААФ. Ребята в достаточно юном возрасте знакомились с особенностями авиационных профессий, имели возможность испытать себя…

Сейчас опыт прежних лет возрождается: в Ачинском кадетском корпусе открыты группы подготовки пилотов легкомоторной авиации, аэродром «Кузнецово» под Красноярском организует полёты для всех желающих, Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ снова готовит лётчиков и парашютистов. Благодаря «Росавиации» в последние годы лётные училища существенно увеличили приём курсантов, в этом году по России набрали около тысячи человек.

— Мы сейчас и в Красноярском филиале Санкт-Петербургского университета гражданской авиации лётчиков готовим. В 2015 году будет первый выпуск — 20 пилотов, — с удовлетворением отмечает Сергей Родькин. — Авиация в гигантском Красноярском крае была, есть и будет — без неё никуда. Тем более сейчас Россия разворачивает программу освоения северных морских шельфов, а там без авиации просто не обойтись. Я думаю, Красноярский край — это тот регион, откуда будет организовано авиационное обеспечение освоения Севера, как это было 80 лет назад в момент создания Енисейской авиагруппы.