Этническая идентичность человека может иметь позитивную «окраску» (вызывать чувство радости, гордости), может быть негативной или амбивалентной. В зависимости от того, каково преобладающее отношение представителей народа к собственной этнической идентичности, необходимы разные стратегии поддержки этнической идентичности. В рамках проекта «Форсайт Республики Саха (Якутии)» был проведен социологический опрос представителей народа саха (якутского) и коренных малочисленных народов Севера. Исследование показывает, что среди якутов преобладает позитивная этническая идентичность, однако при этом увеличивается доля тех, кто «амбивалентно» относится к своей национальной принадлежности, в молодом поколении и в особенности среди тех саха, которые включены в сервисные сферы деятельности.

 В 2010-2013 гг. исследователями Северо-Восточного и Сибирского федеральных университетов было осуществлено комплексное исследование «Форсайт Республики Саха (Якутия) до 2050 г.». В рамках форсайт-исследования проведен комплексный социологический опрос в 16 районах республики  с использованием многоступенчатой типологической квотной стратификационной выборки. Были опрошены 1982 респондента – представители народа саха и коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия). Авторы выражают благодарность группе исследователей Северо-Восточного федерального университета под руководством У.С. Борисовой, которая провела полевую часть социологического опроса. Далее приведены некоторые результаты опроса для подвыборки, включающей представителей народа саха. Более развернуто анализ результатов опроса изложен в статье [1].

Этническая идентичность человека может иметь позитивную «окраску» – быть связанной с чувством радости, гордости, уверенности, родственности и причастности к народу, может быть негативной – вызывать чувство тревоги и неуверенности, неловкости, может быть амбивалентной – вызывать противоречивые чувства. В зависимости от того, какая по характеру этническая идентичность преобладает, необходимы разные стратегии поддержки этнической идентичности. Результаты этно-социологического исследования позволили выявить преобладающий характер этнической идентичности якутов, определить особенности характера этнической идентичности респондентов в зависимости от возраста, уровня образования, включенности в разные экономические уклады – традиционный аграрный, индустриальный, постиндустриальный (был разделен на «сервисный» и «когнитивный»). Включенность респондентов в уклады определялась на основе сферы их трудовой деятельности [2].

Характер этнической идентичности определялся по ответам респондента на вопрос «Какие чувства Вы испытываете при осознании себя представителем своего народа?». Позитивный выражался ответами: чувства гордости, радости; достоинства и уверенности; родственности и причастности; амбивалентный выражался ответами: противоречивые чувства; ничего не испытываю; негативный выражался ответами: иногда стесняюсь; чувства тревоги и неуверенности.

Зависимость характера этнической идентичности от возраста респондента прослеживается на диаграмме, рис. 1.

рис. 6 - 1

Рисунок 1 – Характер этнической идентичности респондентов разных возрастов

Во всех возрастных группах преобладает (более 80 %) «позитивный» характер этнической идентичности. При этом частота позитивной идентичности максимальна в возрастах старше 40 лет и несколько ниже у более молодых респондентов. «Амбивалентный» характер идентичности, судя по данным исследования, встречается значительно реже, от 9 % до 19 % выборки, в зависимости от возраста. Важно отметить, что амбивалентная идентичность обнаруживается в группах более молодых респондентов (20-29 лет и 30-39 лет) примерно вдвое чаще, чем в группах респондентов старше 40 лет. «Негативный» характер идентичности присущ очень малой доле выборки – от 1 % до 3 %.

Таким образом, ситуация выглядит в целом достаточно благополучной, однако нужно обратить внимание на повышенную долю респондентов, этническая идентичность которых амбивалентна, в молодых возрастных группах.

рис. 6 - 2

Рисунок 2 – Характер этнической идентичности респондентов с разным уровнем образования

Диаграмма на рис. 2 отражает особенности характера этнической идентичности в группах якутов с разным уровнем образования. Выраженной зависимости частоты обнаружения позитивной, негативной и амбивалентной идентичности от уровня образованности респондентов не прослеживается.    

рис. 6 - 3

Рисунок 3 – Характер этнической идентичности респондентов, включенных в различные уклады

Особенности характера этнической идентичности якутов, включенных в различные социально-экономические уклады (что определялось по сферам деятельности респондентов) отражаются на рис. 3. Во всех группах преобладает «позитивный» характер этнической идентичности; сравнительно меньше доля респондентов, высказывающих позитивное отношение к своей национальной принадлежности, в группе включенных в сервисный уклад – 79 %. Соответственно, в этой группе больше, чем в других группах, респондентов с «амбивалентной» этнической идентичностью – 18 % (в других группах 12-13%).

Таким образом, трансформация укладов жизни может вызвать некоторое «напряжение» и рост доли представителей народа саха, «амбивалентно» относящихся к своей национальной принадлежности, в молодом поколении и в особенности среди тех саха, которые включены в сервисные сферы деятельности.

[1] В.С. Ефимов, А.В. Лаптева, У.С. Борисова. Проблемы воспроизводства этнической идентичности народа саха (по материалам этно-социологического исследования) (в печати).

[2] Традиционный аграрный уклад – традиционные промыслы, сельское хозяйство, животноводство; индустриальный уклад – строительство, ЖКХ, промышленность; сервисный уклад – бытовое обслуживание, здравоохранение, транспорт, торговля, информационно-вычислительное обслуживание; когнитивный уклад – финансы, кредит, страхование, аппарат органов управления, образование, культура, наука и научное обслуживание).