thumb
Фото: sk.ru

с 20 по 22 марта 2015 года проходила ежегодная Международная конференция Skolkovo Robotics, организованная Фондом «Сколково» с целью поддержки исследований и разработок в области робототехники, в особенности персональной и сервисной робототехники. Конференция собирает международных экспертов, венчурные фонды, исследовательские и научные коллективы, студентов ВУЗов.

Одной из важнейших частей Skolkovo Robotiсs 2015 стала выставка робототехнических проектов Robotics Action Time. На первом этаже Гиперкуба Сколково собрались 37 компаний, создающих роботов гражданского (и не только) назначения — как резиденты «Сколково», так и независимые команды, решившие показать свои достижения профессиональной публике и гостям конференции.

Организаторами Robotics Action Time выступили Робототехнический центр «Сколково» и Культурный центр «Сколково». «Выставка – это хороший инструмент для продвижения любых идей, главное понимать, как пользоваться этим инструментом», — отметила в интервью Sk.ru руководитель Культурного центра «Сколково» Елена Пантелеева.

По ее словам, перед командой организаторов стояла задача показать все проекты, всех роботов, участвовавших в выставке, наилучшим образом. «Уровень презентации продукта должен соответствовать его инновационной начинке. Поэтому важно было разместить объекты на выставке таким образом, чтобы они смотрелись максимально выигрышно и логично в отведенном пространстве», — рассказала Елена Пантелеева.

Культурный центр «Сколково» стал также соорганизатором хакатона Robodesign, в рамках которого за три дня были созданы варианты дизайна и фирменного стиля для существующих роботов. Пять экспонентов выставки: xTurion, «Гиперколобок», Lexy, Promobot и ТРИК предоставили командам хакатона технические задания для разработки нового дизайна существующих роботов.

«Главная сложность заключается в том, что мир робототехники пока только догадывается о том, что совершенный дизайн добавит ему денег  и славы. Оболочка должна первой сообщать о техническом гении продукта, — уверена Елена Пантелеева. — К примеру, у меня нет сомнения в том, что фирменный стиль, созданный для компании ТРИК студентами из Британской школы дизайна и школы дизайна ВШЭ, выведет ее на новый уровень востребованности. Я рада, что Культурный центр Сколково содействовал тому, чтобы креативное сообщество вошло в зону полезного взаимодействия иннограда». По мнению Елены Пантелеевой, результаты дизайн-хакатона подтвердили правильность одной из ключевых основ культурной политики инновационного центра «Сколково», а именно — пересечения компетенций.

Перед стартом Skolkovo Robotics главный робототехник Фонда «Сколково», руководитель Робоцентра Альберт Ефимов в интервью Sk.ru отмечал, что Skolkovo Robotics — не развлекательное мероприятие — конференция и выставка имеют научно-практическое значение, и программа рассчитана на людей, профессионально заинтересованных в робототехнике. Однако зарегистрироваться на мероприятие мог любой желающий, в итоге число регистраций составило почти 2,5 тысячи, а в самый насыщенный — нулевой день мероприятия Гиперкуб посетило около 800 человек.

Роботы и не только

Участники Skolkovo Robotics, посещавшие это мероприятие в предыдущие годы, отметили число и разнообразие проектов, представленных на нынешней выставке. До этого роботов было меньше, и выставка не занимала такую заметную часть всего мероприятия, да и компаний не-резидентов «Сколково» на ней не было.

В этот раз на площадке Skolkovo Robotics собрались самые разные робототехнические проекты: роботы-промоутеры, квадрокоптеры, роботы-собеседники и игрушки, домашние роботы-охранники, роботы-инженеры, робомобили, роботы-спасатели и даже один робот-снегоуборщик. Также в выставке приняли участие компании, разрабатывающие системы управления, компьютерного зрения, распознавания речи для роботов.

Всех гостей конференции встречал у Гиперкуба робот-пожарный компании Demorobot. Робот на гусеничном шасси с пожарным гидрантом и дополнительным оборудованием управляется дистанционно и может применяться для работы в авто- и железнодорожных туннелях, на промышленных предприятиях, электростанциях, для тушения пожаров, при угрозе взрыва и так далее. Подобные разработки делают участие человека в ликвидации пожаров более безопасным.

Традиционно много внимания получили роботы «Нейроботикс» Пушкин и Алиса — говорящие андроиды с портретным сходством. Эти роботы как раз и используются для привлечения внимания и развлечений, например, на выставках, а также применяются в образовательных целях в качестве набора для сборки и интеллектуального помощника учителя.

Представители компания «Сервосила», которая не является резидентом «Сколково», решили принять участие в Skolkovo Robotics, чтобы лучше понять, что происходит в сообществе робототехников и показать свою разработку — робота-инженера, который может применяться для выполнения различных работ и управляется при помощи пульта и очков виртуальной реальности. «Мы ставили перед собой цель — общение с потенциальными клиентами. Также мы хотели посмотреть, что происходит в робототехнике, найти потенциальных партнеров из вузов, поскольку заинтересованы в развитии в этой области — хотим производить что-то для робототехнических лабораторий и в целом как-то участвовать в популяризации робототехники. Пока рано судить о результатах, но интересные контакты появились», — рассказал Sk.ru ведущий конструктор «Сервосилы» Дмитрий Раменский.

Генеральный директор компании Oriense Виталий Китаев тоже рассказал Sk.ru о промежуточных результатах участия в выставке: «Главное, я получил здесь очень много полезных и просто интересных контактов. Нашел — точнее, они сами меня нашли — ряд потенциальных заказчиков на нашу 3D-камеру (OrSens — одна из частей проекта Oriense, Sk.ru). Пообщался с нашими текущими заказчиками и другими разработчиками, благодаря чему возникло много новых идей. Кроме того, я пообщался со студентами-участниками хакатонов — с некоторыми из них мы, возможно, сможем посотрудничать».

Среди компаний, которые привезли на выставку летательные аппараты, заметно выделялась команда «Аэроб», которая представила одну из своих последних разработок, беспилотный летательный аппарат «Aerob 4D». Аппарат может применяться для проведения аэрокартографии, удаленного мониторинга и дистанционного зондирования земной поверхности, на нем отрабатывается методика автономного позиционирования и целенаведения. По словам представителей «Аэроб», «Aerob 4D» представляет собой наиболее продвинутое в своем классе решение, выигрывая у конкурентов по дальности полета, времени нахождения в воздухе, полезной нагрузке и запасу прочности.

Команда КБ «Аврора» представила на выставке полноразмерный макет робота-автомобиля — инструмент для кастомизации автопилота при переходе от стадии програмного моделирования в симуляторе к портированию на целевую платформу.

Героем второго дня выставки стал Promobot — робот-промоутер, способный самостоятельно общаться с посетителями торговых залов или выставок, а также проводить уроки и всячески взаимодействовать с людьми. В рамках конференции компания-резидент «Сколково» Promobot подписала с Московским технологическим институтом соглашение, по которому поставит в МТИ 50 роботов.

Ознакомиться с полным списком экспонентов Robotics Action Time можно в соответствующем разделе Sk.ru.

Круглый, и чтобы летал

Два из трех дней Skolkovo Robotics проходили в выходные, чем воспользовались интересующиеся роботами люди. Многие приехали с семьями — пожалуй, в Гиперкубе еще не встречалось такое число детей. Они без устали гуляли по площадке, рассматривали роботов на выставке, общались с ними, фотографировались.

Будущим робототехникам было чем увлечься на Robotics Action Time. «Лига Роботов» привезла на выставку свои проекты для маленьких инженеров — машинку на дистанционном Wi-Fi управлении с манипулятором и камерой, лего-конструктор для развлечения и изучения свойств ульразвукового датчика, механизмов и моторов. Свои модели, собранные на основе робототехнической платформы ТРИК, представила компания «КиберТех Лабс».

Sk.ru стал невольным свидетелем разговора между одним из юных посетителей выставки и его родителями. «Надо сделать своего робота», — безапеляционно заявnoy-ploschadke.aspxил малыш, пообщавшись с «Гиперколобком». «Какого робота ты хочешь сделать?», — подыграл папа. — «Круглого. И чтобы летал».

Что ж, круглого летающего робота на выставке действительно не было — юный посетитель Skolkovo Robotics придумал нечто оригинальное. Впрочем, робототехническим стартапам приходится учитывать в своем «творчестве» не только пожелания будущих пользователей, но и опираться на законы физики а, если говорить о летающих устройствах, то и аэродинамики. Плюс никуда не сбежишь от законов рынка — выбор материалов, форм и механизмов, используемых в роботе, зависит от себестоимости продукта на выходе. Сделать слишком дорогой продукт — значит лишить себя потенциальной аудитории и проиграть конкурентам, решившим задачу за более скромные деньги.

Редактор площадки Robohub.org Халли Зигель в беседе с корреспондентом Sk.ru отметила, что видит большое значение таких выставок в популяризации робототехники. «У людей по отношению к роботам всегда были и большие надежды, и большие страхи. Нужно сделать так, чтобы люди не боялись роботов и того, что они превзойдут человека. И в то же время нельзя создавать ощущение, что роботы смогут решить все проблемы. На мой взгляд, роботы не будут заменять человеческое общение, но будут служить инструментом, через который люди будут общаться между собой», — сказала она.

Халли Зигель также отметила, что о российских робототехнических проектах мало что известно за рубежом — во многом из-за языкового барьера, мешающего нашим инженерам рассказывать о своих открытиях, оригинальных решениях, возникающих в работе проблемах и способах их преодоления. Она порекомендовала более активно общаться с англоязычными информационными площадками командам, заинтересованным в выходе на зарубежные рынки — создавать интересный контент и делиться им с международным сообществом робототехников.