thumb
Фото: csee-etuce.org

Ставится проблема восстановления утраченных позиций Сибири. Обсуждаются возможные подходы к ее решению. Среди них — реализация крупных проектов, создание особых экономических зон.

Несмотря на наличие мощных потенциалов (природно-ресурсного, индустриального, оборонного и научного) за постсоветский период Сибирь утратила свои многие позиции. Среди федеральных округов Сибирский федеральный округ (СФО) занимает по валовому региональному продукту на душу населения и среднедушевым денежным доходам населения пятое место. Даже известное высказывание о крепком сибирском здоровье — давно уже миф, так как здоровье сибиряков по многим параметрам уступает здоровью населения европейской части страны. Это вместе с суровыми природно-климатическими условиями создает дискомфорт для населения округа по сравнению с другими регионами и формирует более интенсивную миграцию. С 1990 г. население СФО сократилось более чем на 1,5 млн чел., причем преимущественно трудоспособного возраста и имеющих хорошую профессиональную квалификацию.

Хотя в последние годы положение несколько стабилизировалось, очевидно также, что Сибирь не может и дальше терять свои позиции. В связи с этим возникает проблема выбора направлений, форм и методов дальнейшего развития Сибири.

Исторически основой освоения Сибири являлись крупные и, как правило, эффективные проекты. В дореволюционный период — строительство Транссиба, значение которого для освоения Сибири трудно переоценить. В советский период — создание Урало-Кузнецкого комбината (угольно-металлургической базы), сыгравшего огромную роль в Великой Отечественной войне, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, ставшего основным поставщиком нефтегазовых ресурсов страны, около десятка других крупных территориально-производственных комплексов (ТПК), среди которых выделяется Братско-Илимский ТПК. Наконец, строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, значимость которой проявится в ближайшей перспективе. Освоение огромной территории Сибири, обладающей не редко уникально большими запасами природных ресурсов, не мыслилось без крупных проектов, реализующих эффект масштаба.

Своеобразное продолжение этой традиции и в современном периоде развития Сибири можно увидеть в предложении ученых ИЭиОПП СО РАН [1]. В соответствии с ними основой развития Сибири должны стать три мегапроекта:

— «Юго-Запад» — юг Западной Сибири и Красноярского края, Республика Хакасия;

— «Юго-Восток» — Республика Бурятия и Тыва, Забайкальский край и Иркутская область;

— «Север — Арктическая зона» — север Сибири с нефтегазовыми ресурсами, Северным морским путем как базой освоения этих ресурсов и кратчайшее расстояние между странами Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Наиболее привлекателен мегапроект «Юго-Запад». На юге Западной Сибири проживает 80% населения Сибири, сосредоточены большие финансовые ресурсы, транспортная инфраструктура, логистика, научно-образовательный комплекс, самое развитое в Сибири сельское хозяйство. Как преимущество этого региона отмечают отсутствие запасов нефти и газа, что позволяет ему специализироваться на развитии обрабатывающих производств. Алтайский край — сельское хозяйство, пищевая промышленность, уникальные рекреационные ресурсы. А таких возможностей, как у Красноярского края, нет ни у одного сибирского региона: город-миллионник, федеральный университет, крупные производства — каскад гидроэлектростанций, Саянский ТПК, Красноярский алюминиевый завод, машиностроение.

Одним из эффективно опробованных в различных странах методом активизации прогрессивного развития является использование особых экономических зон. Они объединяют различные типы особой организации хозяйственной деятельности на компактной территории:

1. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Их отличительный признак: на их территории не действуют таможенные условия страны. СЭЗ являются важными инструментами привлечения иностранных инвестиций, прогрессивных технологий и передового управленческого опыта, полюсами роста, способствующими как развитию всей национальной экономики, так и ее интеграции в мировую экономику. По данным ООН, в мире зарегистрировано примерно 3 тыс. СЭЗ. Как правило, они создаются в речных и морских портах, международных аэропортах, вблизи основных транспортных магистралей, туристических центров. Они функционируют как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах — США, Японии, Германии, Великобритании. В настоящее время СЭЗ активно образуются в Польше, Венгрии, Болгарии. Большой опыт накоплен в Китае, где за счет государственных средств в кратчайшие сроки была создана современная инфраструктура (морские порты, аэродромы, дороги, связь, %D