В рамках исследования «Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050» создан проект дорожной карты развития республики. Ниже представлены элементы дорожной карты, которые относятся к задачам сохранения языков и культуры коренных народов, обозначены необходимые социально-гуманитарные и образовательные технологии.
 Элементы дорожной карты

  • Развитие Северо-Восточного федерального университета. Университет должен стать институтом развития общества, общественно-культурным центром и «фабрикой мысли». Традиционные функции университета – подготовка высококвалифицированных кадров и научные исследования – должны быть дополнены новыми функциями. Университет должен стать ключевым субъектом развития республики, на основе передовых исследований определять «повестку дня» для органов власти, бизнеса, общества; должен генерировать стратегические идеи, инициировать программы развития, разрабатывать необходимые подходы и технологии для развития экономики, социальной сферы, культуры, «запускать» инновационные предприятия.
  • Формирование сообществ родителей, воспитывающих детей как детей своего народа – создание родительских клубов, социальных сетей в интернете как сообществ, которые обеспечивают обмен родительским опытом, поднимают и решают различные проблемы родительства, создают живые образцы жизни семьи и воспитания детей, при котором дети полноценно осваивают язык и культуру своего народа.
  • Создание «национальной школы» в широком смысле слова – образовательного комплекса для всех этапов жизни человека, включающего детский сад, общеобразовательную школу, профессиональное образование и дополнительное образование. Разработка образовательных программ, контента и технологий образования, позволяющих осваивать якутскую национальную культуру и якутский язык, русский язык и русскую культуру, профессиональную культуру, важное и лучшее в культуре человеческой цивилизации в целом и иностранные языки.
  • Разработка контента и технологий, обеспечивающих представленность культуры и языков народов Севера (саха и КМНС) в «киберпространстве» – в мультимедийных средах для людей всех возрастов.
  • Развертывание художественных практик – создания художественных произведений для детей и подростков на основе эпоса северных народов, с использованием современных, популярных  форм – мультфильмов, фэнтези, компьютерных игровых миров.
  • Создание новых образовательных практик, обеспечивающих формирование сложной идентичности: якут – россиянин – человек в глобальном мире.
  • Создание и поддержка заповедных этнокультурных территорий, где могут сохраняться аутентичные формы традиционного хозяйства, бытового уклада, культурных практик саха и коренных малочисленных народов Севера.

Необходимые социально-гуманитарные и образовательные технологии

  • Социальные технологии формирования и поддержки сообществ, нацеленных на воспроизводство идентичности, культуры и языков коренных народов.
  • Социальные технологии формирования и поддержки «площадок» для общественного проблемного дискурса по различным аспектам развития экономики, общества, культуры.
  • Социальные технологии поддержки молодежи при создании семей:
    • интернет-сервисы, помогающие молодым людям, представителям коренных народов, знакомиться друг с другом с целью создания семьи;
    • фонд молодежной мобильности для помощи молодым представителям саха и КМНС, которые познакомились в социальных сетях в Интернете, объединиться в реальной жизни для создания семьи [1];
    • формы поддержки создания семьи; например, институт сватовства в виде, приемлемом для современных молодых людей; расширение общественной, досуговой, «клубной» деятельности в вузах – усиление роли вузов как места, где молодые люди знакомятся с перспективой создания семьи;
    • формирование общественной установки: дети в «смешанных» (в этническом отношении) семьях должны вырастать людьми Севера – якутами, эвенами, эвенками, юкагирами, долганами, чукчами [2].
    • Социальные технологии поддержки семейного воспитания (в частности, издание руководств для молодых родителей [3])
    • Технологии создания и поддержки виртуальных сред, где будут представлены языки и культура коренных народов.
    • Образовательные технологии актуализации культурного наследия.
    • Технологии адаптации и инкультурации мигрантов.

[1] Деятельность фонда должна способствовать сокращению безбрачия молодежи на территориях, где саха и КМНС «распылены» по небольшим поселениям и испытывают сложности в поиске партнера для брака.

[2] Необходимо уменьшить «потери» численности коренных народов через идентификацию детей смешанных семей в качестве русских.

[3] Было бы полезно выдвижение из числа педагогов и ученых авторитетной фигуры, под чьим именем можно было бы издавать руководства для родителей, по аналогии с книгой «Ребенок и уход за ним» Бенджамина Спока («доктора Спока») в США, которая стала «культовой» для многих поколений родителей. Задача «якутского доктора Спока» – сформулировать на понятном для родителей языке рекомендации и правила, касающиеся воспитания детей в раннем возрасте. Такое семейное воспитание должно закладывать основу национальной и культурной идентичности личности, основу ценностей, мировоззрения и поведения человека как представителя своего народа.