thumb

Перспективы сибирских и дальневосточных регионов всегда связывались с их высоким природно-ресурсным потенциалом. Эти перспективы подробно обсуждаются в ходе подготовки аналитического доклада «Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: проблемы и перспективы развития». Подчеркивается, что высокий спрос на сырьевые ресурсы, который будет поддерживаться в мире в ближайшие десятилетия «новыми индустриальными гигантами», в первую очередь развивающимися странами Азии, может стать основой для экономического роста не только сибирских и дальневосточных регионов, но и России в целом. В этой связи не случаен интерес к докладу со стороны ведущих зарубежных исследователей и экспертов, интересующихся проблемами развития Сибири и Дальнего Востока.

Свое видение проблем и перспектив развития Сибири и Дальнего Востока представили:

  • Arjjumend Hasrat, PhD, Dean at FES’ Prakriti Karyashala Rural College (Rajasthan Campus) (India) ;
  • Chaponnière, Jean-Raphaël , Senior economist at the Asia Department of Agency Francaise de Developpment (France) ;
  • Dong Suocheng, Leading Professor of the Institute of Geographic Sciences and Natural Resources Research, Chinese Academy of Sciences (China); Executive Vice Chairman and Secretary General of International Scientists Union of «The Belt and Road Initiative» (China);
  • Lee Jae-Young, Vice President of the Korea Institute for International Economic Policy (KIEP), Adjunct professor, Graduate School of International Studies at Hanyang University (Republic of Korea) ;
  • Li Fei, Assistant Professor of the Institute of Geographic Sciences and Natural Resources Research, Chinese Academy of Sciences (China) ;
  • Li Fujia, Associate Professor of the Institute of Geographic Sciences and Natural Resources Research, Chinese Academy of Sciences (China) ;.
  • Li Yu, Associate Professor of the Institute of Geographic Sciences and Natural Resources Research, Chinese Academy of Sciences (China) ;
  • Li Zehong, Associate Professor of the Institute of Geographic Sciences and Natural Resources Research, Chinese Academy of Sciences (China;
  • Soloview Fyodor G., Founder / President of InterBering, LLC, Alaska (USA) ;
  • Warrian Peter, Senior Research Fellow at the Munk School of Global Affairs, University of Toronto (Canada) ;
  • Yang Yang, PhD of the University of Chinese Academy of Sciences, Research Assistant of Prof. Dong Suocheng Institute of Geographic Sciences and Natural Resources Research, Chinese Academy of Sciences (China) ;
  • Zhao Minyan, PhD of the University of Chinese Academy of Sciences, Associate Professor of Southwest Forestry University (China) .

Экспертные высказывания ведущих зарубежных исследователей касались глобальных трендов, политической ситуации, перспектив экономического развития Сибири.

В частности доктор Хасрат Арджджуменд (Hasrat Arjjumend) отметил: «России принадлежит более чем 30 % всех природных ресурсов в мире, а Сибирь является главным ресурсным регионом России. В Сибири находятся почти 80 % нефтяных ресурсов России, 85 % ее природного газа, 80 % угля, 40 % древесины и большие запасы металлов и алмазов. Несмотря на неблагоприятное географическое положение и климат, несоответствующую инфраструктуру и дороговизну добычи полезных ископаемых, сибирские природные ресурсы не только обеспечили внутренние потребности России, но также поддержали формирование экспортной сырьевой экономики. Опыт прошлого столетия показал, что требуются огромные вложения капитала и труда, чтобы добывать, обрабатывать и транспортировать природные ресурсы. В то же время в ходе развития горной промышленности, извлечения, обработки и транспортировки невозобновляемых природных ресурсов происходило непоправимое повреждение природных экосистем, лесов, деградация коренных народов и территорий их проживания. Учитывая чрезмерно большие экономические и экологические издержки, необходимо усилить приоритетность использования возобновляемых природных ресурсов. Среди перспективных деятельностей на основе возобновляемых природных ресурсов следует назвать  сельское хозяйство, животноводство, рыболовство и лесоводство (особенно частное лесоводство).»

О наличии огромного агропромышленного потенциала Сибири и Дальнего Востока говорил и Ли Фуцзя (Li Fujia): «Сибирь и Дальний Восток России богаты сельскохозяйственными землями. Площадь пахотных земель на душу населения в 10 раз больше, чем в Китае, а почва очень плодородна, экологическая среда хороша. В настоящее время большое количество распаханных земель не используется, есть огромный потенциал развития сельского хозяйства в будущем.»

Ли Цзэхунг (Li Zehong) подчеркнул значение водных ресурсов Сибири и Дальнего Востока: «Мы считаем, что Сибирь и Дальний Восток имеют большой потенциал в плане использования ресурсов пресной воды – регион богат запасами поверхностных вод, которые задействованы лишь в малой степени. Он является важным резервом глобальных водных ресурсов; в настоящее время необходимо усилить их защиту, а в будущем использовать бережно. Ключевые территории с точки зрения водных ресурсов – бассейн озера Байкал, бассейны рек Енисея и Лены.»

Дун Суочэн (Dong Suocheng) и Ли Фуцзя (Li Fujia) остановились на транзитных возможностях сибирских и дальневосточных регионов: «По нашему мнению, Северный морской путь и Транссибирская железная дорога на территории России станут двумя крупнейшими логистическими каналами между восточными и западными регионами России в ближайшем будущем. Концы этого логистического  канала не только соединят европейскую и дальневосточную части России, но и страны ЕС с сетью железных дорог на северо-востоке Китая, так что обе транспортные линии имеют очень важное стратегическое значение. Европа и Северо-Восточная Азия являются частями крупнейших на сегодняшний день экономик мира, и очень велика необходимость в международной торговле между этими двумя регионами.  Однажды Северный морской путь и Транссибирская магистраль полностью соединят Европу и Азию и перейдут на уровень высокоскоростного транспорта; они, безусловно, станут самым удобным, быстрым и прямым логистическим каналом международной торговли между Европой и Северо-Восточной Азией, потенциал развития и перспективы которого будут огромными.»

Свое мнение по этому вопросу высказал и  Жан-Рафаэль Шапоньер (Jean-Raphaël Chaponnière): «Транссибирская железная дорога должна будет выдержать конкуренцию с различными проектами, которые рассматриваются в Китае в рамках программы «Один Пояс – один путь», основной маршрут которой проходит к югу от России. Этот чрезвычайно амбициозный китайский проект – 100 млрд долл. – является ответом на: 1) проблему избыточной мощности (поиск новых видов деятельности для китайских предприятий в то время, как инвестиции в инфраструктуры в Китае уменьшаются); 2) геостратегические амбиции в Центральной Азии. Если ограничиться рассмотрением транспорта, я думаю, что Северный морской путь может оказаться лучшим ответом, чем железная дорога. В настоящее время более 90 % обмена товарами между Восточной Азией и Европой происходит по морю, и одной из основных проблем является то, что контейнеры прибывают полными в Европу, но значительная их часть возвращаются в Восточную Азию пустыми. Морские компании проявляют определенную гибкость и решают эту проблему путем перенаправления контейнеров из Европы в Америку или в Африку. Железнодорожная компания не будет в состоянии сделать это, что приведет к росту стоимости, и вряд ли железнодорожный транспорт будет конкурентоспособным в сравнении с морским (и воздушным транспортом для более дорогих товаров).»

Участие в подготовке доклада зарубежных исследователей и экспертов позволило расширить и углубить тематику аналитического доклада.