thumb
Фото: eurasiancenter.ru

В 2014 году на интеллектуально-коммуникационной площадке Агентства стратегических инициатив «Точка кипения» состоялась презентация Доклада о глобальной повестке будущего образования. Доклад подводит итоги работы экспертной группы Re-Engineering Futures в течение 2010-2014 годов и описывает ключевые направления развития образовательных систем в мире (в горизонте до 2035 года) в связи с глобальными технологическими, социальными и культурными вызовами ближайших 20 лет.

Открывая презентацию, директор направления «Молодые профессионалы»Дмитрий Песков подчеркнул, что уже сегодня в мире складывается новая архитектура образовательного пространства. Поэтому необходимо выйти за пределы локального обсуждения и вступить в глобальную коммуникацию с мировым экспертным сообществом, понимать, что происходит, и будет происходить, чтобы затем встроить российскую повестку будущего российского образования в глобальные тренды.

«К 2035 году складывается глобальная образовательная инфраструктура и образовательное пространство. Мы понимаем, откуда приходят изменения, и можем начать диалог по поводу своего места, задать себе горизонт непростого, но честного будущего на ближайшие 20 лет и выступить в нем не в роли догоняющих или учеников, но в роли соавторов и сотворцов этой системы», — сказал Дмитрий Песков.

Работа над Докладом объединила мнения нескольких тысяч российских и международных педагогов, руководителей университетов и школ, создателей образовательных стартапов, экспертов в психологии развития и психотерапии, представителей технологических компаний, медицинского и финансового сектора, профессионалов в области управления человеческими ресурсами, регуляторов сферы образования и науки, и др.

Главный лейтмотив Доклада — переход образования от обучения в начале жизни к обучению всю жизнь, с соответствующим расширением образовательной инфраструктуры за пределы школьно-вузовской системы и становлением локальных, национальных и глобальных образовательных экосистем.

Доклад направлен на обсуждение трех ключевых вопросов:
1. Как должна быть организована новая модель образования, и какие процессы будут влиять на ее формирование?
2. Какие секторы нового рынка образования будут наиболее перспективными, и какие типы новых бизнес-проектов могут оказаться наиболее востребованными? Образование — это «нераспакованная» отрасль на многие миллиарды долларов, и первые, кто в нее пойдет, получают шанс захватить этот огромный рынок.

3. Как будет происходить процесс трансформации старой (индустриальной) модели образования, и какие решения следует принимать в сфере управления традиционными образовательными институтами?

В Докладе представлены:

  • 6 мега-трендов, описывающих основные изменения сферы образования;
  • модель интерфейсов учащегося и технологической среды, поддерживающей образование детей и взрослых на горизонте 15-20 лет;
  • типология стратегий университетов и школ, обеспечивающих им конкурентное положение в образовательных экосистемах будущего, в зависимости от доступных им ресурсов;
  • 5 направлений инвестирования для венчурных предпринимателей, заинтересованных в выращивании бизнесов в сфере образования с глобальным потенциалом;
  • 5 новых финансово-страховых инструментов, которые могут поддержать распространение новых моделей образования;
  • «конфигуратор» политик создания новой образовательной системы для развивающихся стран и стран с быстрорастущей экономикой.

Авторы также описывают ландшафт нового образования в развитых странах:

Безымянный

Будущее образования: глобальная повестка / Рекомендации для ключевых игроков. Re-engineering Futures, 2014