thumb
Фото: hse.ru

В статье «Будущее общества и университет» Сергей Филонович акцентирует внимание на том, что осмысленная трансформация высшего образования тесно связана с задачей разработки новых методов преподавания, которые должны использовать современные информационные технологии. Автор делает вывод о том, что университетское образование требует серьезных институциональных преобразований. Структура и система управления университетами предельно архаична, в консерватизме университеты уступают только церкви.

C момента формирования используемой ныне модели университета прошло ровно 200 лет. По мнению автора, пора подумать об адекватности этой модели потребностям современного общества. Актуальность пересмотра модели университета можно обосновать и тем фактом, что практически во всех развитых странах мира эксперты расценивают состояние университетской системы как кризисное.

Прежде всего, согласно автору, требует пересмотра цель высшего образования. Поскольку трансляция знаний при их быстром устаревании уже не может рассматриваться как главная задача образования, в массовом высшем образовании основной целью становится ориентация человека в потоке обновляющейся информации. Однако в связи с массовизацией высшего образования необходимо уделить особое внимание элитному (по качеству и смыслу) образованию. Целью элитного университетского образования должно стать формирование у выпускников навыков генерации нового знания в областях, к которым это образование относится. Только в этих условиях университеты смогут справиться с важнейшей социальной задачей: подготовкой интеллектуальной элиты общества – которую не может решить массовое образование.

Такое переосмысление цели университетского образования заставляет посмотреть на него не как вершину образовательной пирамиды, а как на пусть и очень важное, но все же промежуточное звено в системе life long learning, т.е. пожизненного образования.

 

Филонович С. Будущее общества и университет, 2010.