thumb
Фото: sfu-kras.ru

Доклад «Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030» подготовлен специалистами Сибирского федерального университета на основе Форсайт-исследования будущего высшей школы в России в перспективе до 2030 г., является первым документом в серии публикаций результатов данного проекта. Результаты Форсайт-исследования будут интересны специалистам в области государственного и регионального управления, руководителям и сотрудникам учреждениям высшей школы, аспирантам и студентам экономических, социальных и управленческих специальностей.

На основании анализа публикаций российских и мировых «фабрик мысли» были выявлены основные тенденции развития высшей школы в развитых странах и определена особенность ситуации в России. В докладе представлены результаты масштабного Делфи-опроса, в котором участвовали 730 экспертов из 78 университетов и 30 организаций из 38 городов России. На основании Делфи-опроса были определены миссия и функции высшей школы, возможные критические ситуации, перспективные технологии в сфере высшего образования, научных исследований и инновационных разработок, которые будут влиять на развитие высшей школы в ближайшие десятилетия. Проведен анализ экспертных оценок реализуемых и перспективных мер государственной политики в области высшего образования, научных исследований и инновационной деятельности.

Результаты опроса показали, что в составе пула экспертов есть группы, которые ориентированы на существенно различающиеся варианты будущего и по-разному оценивают вероятности различных сценариев социально-экономического развития страны и перспективы развития высшей школы. Группы условно обозначены как:
1) «новаторы» – представляют будущее как новые перспективы высшей школы, задаваемые глобальными экономическими и социокультурными тенденциями, становлением когнитивного общества; они ожидают достаточно быстрого перехода развития России от «сырьевого» сценария к модернизационному, достижению «локального» технологического лидерства и далее к сценарию становления когнитивного общества; более оптимистично оценивают реализуемость различных изменений в деятельности высшей школы;
2) «консерваторы» – ожидают, что в течение следующих 20 лет будет сохраняться как значимый «сырьевой» вектор развития России, а процессы модернизации, достижения технологического лидерства в отдельных секторах производства, процессы становления экономики знаний будут разворачиваться медленно и оказывать лишь очень небольшое влияние на социально-экономическое развитие страны; более пессимистично оценивают возможность реализации различных изменений в деятельности высшей школы; поддерживают реставрацию высшей школы по лучшим образцам эпохи формирования индустриального уклада.

Данные группы существенно по-разному оценили перспективность, востребованность обществом в будущем различных миссий и функций высшей школы, перспективность технологий и форматов ее деятельности, активность в будущем различных субъектов в сфере профессионального образования, научных исследований, инноваций. Поэтому анализировались не только оценки всего пула экспертов в целом для формулировки «усредненного» видения будущего, но и оценки экспертных групп – «новаторов» и «консерваторов», как задающие границы сценарного поля.

Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналитический доклад, под ред. В.С.Ефимова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 182 с.