thumb
Фото: vesmirbooks.ru

Доклад сотрудников Всемирного Банка представляет собой собрание кейсов исследовательских университетов из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Он поможет читателям поразмышлять над тем, как страны и народы стремятся к первоклассному образованию в поисках своих путей прогресса и развития. Истории этой книги показывают, что быстрое академическое развитие возможно и что сочетание ресурсов, энергии, таланта может всего лишь за десятилетие сформировать исследовательский университет высокого уровня.

Проанализированные в настоящей книге пути развития 11 университетов позволяют получить ценное представление о том сложном процессе трансформации, который проходят вузы, стремящиеся стать университетами мирового класса. Это справедливо безотносительно к тому, какой путь к академическому совершенству они выбрали – «повышение своего уровня» или «старт с нуля». При наличии надлежащего руководства и правильной концепции развития существующие исследовательские университеты могут радикально повысить качество преподавания и научных исследований. Кроме того, если таланты, ресурсы и руководство с самого начала сочетаются надлежащим образом, новые университеты потенциально могут (хотя никогда нельзя давать гарантий) за двадцать-тридцать лет развиться в исследовательские университеты высокого уровня. В целом выборка университетов, описанных в настоящей книге, слишком мала, чтобы обладать полной убедительностью. Тем не менее изученные кейсы скорее позволяют предположить, что учреждение нового университета – это сравнительно более быстрый и наиболее эффективный подход.

Тем не менее перед новыми университетами встают особые задачи. Чтобы обладать способностью привлекать лучших профессоров и хороших студентов, они должны быть достаточно передовыми и являть собой убедительную альтернативу уже существующим заведениям. Этого проще добиться для узкоспециализированных программ, как показал опыт Индийского института технологии, Пхоханского университета науки и технологий и Высшей школы экономики.

Много полезных уроков можно извлечь из африканского кейса, который служит суровым предостережением о том, что успех хрупок. Этот пример показывает, что престижные университеты, как и знаменитые империи оказываются бессильны перед лицом судьбы, если исчезнут условия, обеспечивающие их функционирование. Эти условия, представленные в описании экосистемы, в рамках которой может работать вуз любого типа, необходимо всегда иметь ввиду.

Все представленные в настоящей книге кейсы подтверждают важность поддержания трех наборов ключевых факторов, заложенных в основу концепции:

  • концентрация талантов,
  • обилие ресурсов
  • благоприятствующее руководство.

Однако, если говорить о преобразовании существующих университетов, то лидерство, руководство и управление, судя по всему, относятся к ключевой группе (из указанных трех) факторов, запускающих механизм самоусиления, позволяющий добиться значительных улучшений. Действительно, дальновидные руководители, надлежащее руководство и эффективное управление упрощают привлечение и распределение дополнительных ресурсов, что, в свою очередь, помогает собрать группу профессоров и исследователей мирового класса, а также привлечь талантливых студентов.

Проанализированные в настоящей книге примеры однозначно подтверждают идею о том, что незаурядные руководители играют центральную роль в достижении успеха молодыми университетами. Это происходит благодаря их способности сформулировать вдохновляющую концепцию развития университета, собрать под знаменем этой концепции академический и административный состав и эффективно претворять ее в жизнь.

Важное открытие, сделанное при изучении представленных кейсов, касается силы воздействия образовательной экосистемы на деятельность исследовательских университетов, стремящихся обрести статус мирового класса. Различные свойства этой экосистемы, описанные в докладе– от макроэкономической и политической ситуации, ключевых аспектов руководства до привлечения и распределения ресурсов, местоположения и электронной инфраструктуры – оказывают сильное воздействие на способность университетов достичь прогресса на пути к академическому совершенству.

Наконец, даже лучшие исследовательские университеты сталкиваются с проблемой достижения баланса между передачей своим студентам технических навыков и скрупулезными методиками, с одной стороны, и передачей им этических ценностей, необходимых для социально ответственного подхода к проведению научных исследований, с другой. Некоторые из приведенных кейсов, в особенности примеры Гонконгского университета науки и технологии и Папского университета Чили, иллюстрируют заботу о поддержании в учебном плане сочетания серьезной научной подготовки и глубоких гуманистических убеждений. Как сказал Шри Шри Рави Шанкар, основатель нового университета в индийском штате Орисса: «Лишь образование, способное подпитывать врожденные добродетели, может дать истинную эрудицию» (Sri Sri University, 2010).

Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов мирового класса / под ред. Ф. Дж. Альтбаха, Д. Салми; пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2012 – 416 с.