thumb

В результате проведенного анализа концепции среднесрочной программы развития «Экономика Роста», подготовленной «Столыпинским Клубом», члены рабочей группы выражают своё согласие с тем, что добиться решения задачи развития, диверсификации и модернизации российской экономики реализацией только лишь политики макроэкономической стабилизации, «таргетирования» инфляции, реформирования институтов, сбалансированного бюджета невозможно.

Экспорт сырья уже не может обеспечить необходимых доходов государства для поддержания устойчивого социально-экономического положения страны, более того, учитывая долгосрочный характер низкой сырьевой конъюнктуры, будет приводить к дальнейшему спаду, депрессии российской экономики и к дальнейшему падению доходов населения.

Но у российской экономики есть не связанный с экспортом природной ренты потенциал роста. Это «точки конкурентоспособности», или незадействованные до сих пор или возникшие в результате снижения  издержек производства, как следствие падения курса рубля.

Для «активации» этих точек главным приоритетом экономической политики должна стать не пассивная макроэкономическая стабилизация, а задача качественного роста на основе развития предпринимательской инициативы, реальной, а не мнимой, конкуренции, стимулирования притока высокотехнологичных инвестиций в промышленный и аграрный сектор, эффективной социальной политики.

Мы поддерживаем предложение в самой ближайшей перспективе принять общегосударственную Программу «Экономики роста», которая должна включать в себя целый комплекс системных мер, стимулирующих эффективный рост в области бюджетной, денежно-кредитной, налоговой, тарифной, институциональной и др. политик. Должна реализоваться комплексная промышленная и региональная политика, концентрирующая ресурсы страны на направлениях, дающих наибольший экономический эффект.

Но во главе угла должен стать переход Правительства РФ и Банка России от «ограничительной» к «стимулирующей» денежно-промышленной  политике. Политике, обеспечивающей опережающее предложение доступного, под низкую ставку, кредита, прежде всего, долгосрочного, под рост производства и для инвестиционного развития.

Должен быть реализован российский вариант умеренно-мягкой денежно-кредитной политики (политики «количественного смягчения»), направленной на рефинансирование ЦБ РФ кредитов коммерческих банков и институтов развития, в том числе в рамках системы проектного финансирования, рефинансирования масштабных программ кредитования МСП, ипотеки и инфраструктурных проектов, прежде всего, в регионах.

Для успешных преобразований нам нужно создать эффективную систему управления реформами и, прежде всего, отделить управление стратегическим развитием от управления текущим состоянием экономики. При этом управлять развитием, по нашему мнению, должны люди, имеющие опыт в создании новых производств, управлении инвестициями, развитии предпринимательской среды.

Обвал мировых цен на нефть стал серьёзным фактором, повлиявшим на экономическую и социальную ситуацию в стране, но, в то же время, кризис создаёт возможности. Именно сегодня, на переломе эпох, в сложный период для всей страны, есть шанс изменить модель развития экономики страны, принять программу масштабных экономических преобразований, которая может быть поддержана российским обществом, а, значит, имеет все шансы стать успешной.

Конечно, реализация  программы «Экономика Роста» несет серьезные риски, но риски непринятия решений значительно выше.

Аганбегян А.Г., Бобровский А.С., Гамза В.А. и др. «Экономика роста» Среднесрочная программа развития экономики России, 2016 г., Столыпинский клуб