Текст выступления

0:11 Поднимите руку, если вам когда-нибудь задавали вопрос: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»

0:17 А если попросить вас прикинуть, сколько вам было лет, когда вас впервые об этом спросили?Можно просто показать пальцы. Три. Пять. Три. Пять. Пять. Окей. Теперь поднимите руку, если вопрос: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» — когда-нибудь вызывал у вас тревогу.

0:38 (Смех)

0:40 Хотя бы чуть-чуть?

0:44 Я никогда не могла ответить на вопрос: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»

0:49 И дело не в том, что у меня не было никаких интересов, а в том, что их было слишком много. В школе я любила английский, математику, искусство; я создавала веб-сайты; я играла на гитаре в панк-группе «Измученный телефонный оператор». Может, вы слышали про нас.

1:06 (Смех)

1:08 Это продолжалось и после окончания школы. В какой-то момент я начала замечать за собой такую закономерность: я начинаю интересоваться чем-то; я сразу отдаюсь этому целиком, меня это полностью поглощает; у меня начинает очень здорово получаться — и тут у меня пропадает интерес, мне становится скучно. Обычно я пытаюсь продолжать этим заниматься, потому что я уже вложила столько времени и сил, а иногда и денег, в это занятие. Но к конце концов чувство скуки, ощущение, что тут уже всё понятно, не интересно, не на чем испытать себя, это чувство побеждает. И приходится бросать это занятие.

1:49 Потом у меня прорезается интерес к чему-то другому, совершенно новому; я погружаюсь в это новое с головой; мне начинает казаться: ну вот, нашла, это — моё! А потом мне опять становится скучно, и я забрасываю и это дело. Потом я открываю что-то, совершенно не связанное с предыдущим, и погружаюсь в это.

2:14 Этот повторяющийся сценарий меня очень беспокоил по двум причинам. Первая это то, что я не знала, как при этом можно сделать карьеру. Я думала, что в конце концов мне придётся выбрать что-то одно и отказаться от всех других увлечений; просто смириться со скукой. Вторая причина, почему меня это так тревожило, была несколько более личной. Я боялась, что тут что-то не так,что-то не так со мной, раз я не могу ни на чём остановиться. Я думала, может, я боюсь брать на себя обязательства, или мне не хватает целеустремлённости, или болезненный страх перед успехом делает меня саботажником.

2:56 Если вам знакомо то, что я описываю, я хотела бы, чтобы вы задали себе вопрос, который и мне следовало задать себе давным-давно. Спросите себя, откуда у вас представление, что заниматься многими вещами плохо и не нормально. Я скажу вам, откуда: из доминирующей культуры.

3:21 Впервые мы слышим вопрос: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» — в возрасте примерно лет пяти. На самом деле никто не придаёт значения твоему ответу, когда тебе пять лет.

3:30 (Смех)

3:31 Считается, что это безобидный вопрос, который задают малышам, ожидая милый ответ вроде:«Хочу быть космонавтом», или «Хочу быть балериной», или «Хочу быть пиратом». Дорисуйте ещё сюда костюм для Хэллоуина.

3:43(Смех)

3:45 Но, по мере того как мы взрослеем, этот вопрос нам задают снова и снова в разных формах — например, у старшеклассника спрашивают, какую специальность он выберет в колледже. И в какой-то момент вопрос: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» — превращается из милого и безобидного в нечто, что лишает нас сна. Почему?

4:08 Навевая детям мысли о том, кем они могут быть, он не поощряет их думать сразу обо всём, кем они могут быть. Скорее, наоборот: когда кто-то спрашивает тебя, кем ты хочешь быть, ты не можешь выдать 20 вариантов. Доброжелательный взрослый усмехнётся и скажет: «Какая прелесть! Но ты не можешь быть и скрипичным мастером, и психологом. Придётся выбрать что-то одно».

4:35 Это доктор Боб Чайлдз —

4:36 (Смех)

4:39 скрипичный мастер и психотерапевт. А это Эми Нг, редактор журнала, иллюстратор, предприниматель, учитель и творческий директор. Но большинство детей не слышат про таких людей. Всё, что они слышат, это то, что им придётся выбирать. Но это ещё не всё.Представление о жёстко сфокусированной жизни романтизируется в нашей культуре. Это идея предназначения, или истинного призвания; представление о том, что у каждого есть одно единственное, чем он должен заниматься в земной жизни; и каждому необходимо понять, что это,и посвятить этому жизнь.

5:22 Но что делать, если вы лично устроены по-другому? Что, если существует множество предметов, которые вас интересуют, и множество вещей, которые вы хотите сделать? В существующем сценарии для такого, как вы, нет места. Поэтому вы можете почувствовать себя одиноким, ненужным. Вам может показаться, что с вами что-то не так. Всё у вас в порядке. Знаете, кто вы? Мультипотенциал.

5:51 (Смех)

5:54 (Аплодисменты)

6:01 Это человек со множеством разных интересов и творческих занятий. Название трудно выговорить.Чтобы было легче, можно разбить его на три части: мульти-потен-циал. Можно использовать другие названия, передающие ту же идею, такие как эрудит, человек эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения высоко ценилась многосторонняя образованность. Барбара Шер называет нас «сканерами». Используйте то, что вам больше нравится, или придумайте своё. Надо отметить, что это очень в нашем духе, мы не можем выбрать один вариант.

6:40 (Смех)

6:44 Многое подталкивает нас к тому, чтобы смотреть на свою многосторонность как на недостаток или несчастье. Но когда я разговаривала с людьми или делилась этими идеями на своём веб-сайте, я поняла, что у этого есть и огромные преимущества. Вот вам три cверхспособности многосторонности.

7:06 Первая: синтез идей. Привлекая знания из двух и более областей, мы создаём на стыке что-то новое. Пользуясь своим знанием картографии, визуализации данных, математики, дизайна и интересом к путешествиям, Ша Хванг и Рейчел Бинкс основали Meshu. Meshu делает украшения с географической тематикой по индивидуальному заказу. Ша и Рейчел пришла в голову такая уникальная идея не вопреки, а благодаря тому, что они совмещают кучу разных навыков и знаний.Свежие идеи возникают на стыках, на пересечениях. Именно там рождается новое.Мультипотенциалы с их обширными знаниями имеют доступ ко множеству таких точек пересечения.

7:58 Вторая сверхспособность — это умение быстро учиться. Когда у такого человека возникает интерес к чему-то, мы берёмся всерьёз. Мы всё впитываем. Кроме того, нам не привыкать быть начинающими — мы столько раз начинали в жизни; а это означает, что мы меньше боимся пробовать, ошибаться, покидать зону комфорта. Ещё один плюс: многие навыки применимы в различных областях; всё, чему мы уже научились, мы берём с собой в новую сферу, так что нам редко приходится начинать с нуля.

8:33 Нора Данн, профессиональный путешественник и писатель по совместительству, серьёзно занимясь фортепиано в детстве, невероятно развила свою мышечную память. Она печатает быстрее всех своих знакомых.

8:46 (Смех)

8:48 До того, как она начала писать, Нора занималась финансовым планированием. Ей пришлось изучать техники продаж, когда она только начинала карьеру, теперь это помогает убедительно составлять коммерческое предложение редактору. Заниматься чем-то, к чему тебя тянет, редко бывает бесполезно, даже если в итоге ты это бросаешь. Вполне возможно, ты сможешь применить эти знания в другой сфере, причём так, что раньше и представить себе этого не мог.

9:13 И третья сверхспособность: способность к адаптации, то есть способность перевоплощаться в кого-угодно и что-угодно по ситуации. Эйб Кахудо бывает то видеорежиссёром, то веб-дизайнером, то бизнес-консультантом, то учителем, а иногда даже Джеймсом Бондом.

9:36 (Смех)

9:38 Его ценят, потому что он хорошо работает. Его ценят ещё больше, потому что он может выступать в разных ролях, в соответствии с потребностями клиента. Журнал Fast Company дал определение адаптируемости как самой главной способности среди всех, которые необходимыдля достижения успеха в XXI веке. Мир экономики меняется так быстро и непредсказуемо, что только тем личностям и организациям, которые способны на резкую смену курса ради сохранения конкурентоспособности, удастся добиться процветания.

10:08 Синтез идей, способность быстро учиться и адаптируемость — вот три вещи, которые удаются мультипотенциалам так хорошо и которые они могут утратить, если принуждать их сфокусироваться. Как общество, мы кровно заинтересованы в том, чтобы мультипотенциалыоставались самими собой. Уже сейчас в мире множество сложных многоплановых проблем, и решать их под силу только людям творческим, мыслящим нестандартно.

10:40 Теперь предположим, что вы в душе специалист. Уже в колыбели вам было ясно, что вы хотите быть детским нейрохирургом. Не волнуйтесь, с вами тоже всё в порядке.

10:53 (Смех)

10:54 Кстати, некоторые из самых успешных команд представляют собой союз специалиста и мультипотенциала. Специалист способен «копать» глубоко и воплощать идеи в жизнь, в то время как мультипотенциал даёт проекту широту, масштаб. Это прекрасное содружество. Но все мы должны планировать свою жизнь и карьеру в соответствии с тем, как мы устроены. Грустно, что общество подталкивает мультипотенциалов к тому, чтобы они больше походили на специалистов.

11:23 Учитывая всё вышесказанное, я бы хотела, чтобы вы вынесли отсюда следующую мысль: нужно уважать свои природные наклонности. Если вы в душе специалист, то, безусловно, специализируйтесь. Так вы реализуете себя максимально. Но присутствующим здесь мультипотенциалам, включая тех, кто узнал, что они таковыми являются, 12 минут назад, —

11:51 (Смех)

11:52 я хочу сказать: воспринимайте позитивно свои многочисленные увлечения. Следуйте за своей любознательностью в кроличьи норы. Исследуйте стыки и перекрёстки. Принятие своей природы ведёт к более счастливой, подлинной жизни. И, возможно, самое важное: мультипотенциалы, мир нуждается в нас.

12:18 Спасибо.

12:20 (Аплодисменты)