thumb
Фото: bgunb.ru

Люди входят в «надпространство» с его множеством идеальных миров, встраиваются в какой-либо и идут дальше, если в нем (или в них) становится тесно. В этом смысле образование как средство включения людей в новые территории или пространства является проявлением и условием становления городской цивилизации. Отсюда у автора появляется метафора образования как строительства мирового города.

Автор публикации: Никитин Владимир Африканович, кандидат архитектуры, доктор культурологии, зам.директора украинского института публичной политики. Международный консультант по вопросам организации изменений. Организатор и участник более сотни оргдеятельностных игр и проблемных семинаров.

По мнению автора, одной из важнейших проблем формирования глобального мира через образование является отсутствие исследований и аналитики, адекватных такой задаче, и мыслительных средств, адекватных даже самой ее постановке. Они должны возникнуть внутри образования, но, его устройство не способствует сегодня постановке таких задач, формулированию проблем и созданию проектов изменения.

Сегодня идут споры о возможностях и ограничениях возникающей информационной парадигмы образования. Как и научная, информационная парадигма обеспечивает свой участок изменений — развитие технологий — и необходима для их воспроизводства. Методологическая же парадигма, как считает автор, ориентирована в первую очередь на осмысление и работу со всеми предыдущими парадигмами образования, и тем самым порождает собственные средства и формы в самом мире образования. Так как ни предметные знания, ни информационные потоки не в состоянии представить нечто лежащее за пределами их средств описания, то необходимы методологические средства, в рамках которых и знания, и информация  рассматриваются как проявление форм организации мышления и деятельности.

Для того, чтобы представить разное как разное (именно это и есть задача книги), а не выстраивать оценки, исходя из сравнений, автор применяет тройственную логику — одно и то же явление в формах его развертывания рассматривается трижды: как генезис ядра, как смена состояний и как отдельные и независимые формы существования.

Никитин В.А. Идея образования или содержание образовательной политики. — К.: Оптима, 2004. — 205 с.