thumb
Фото: http://www.ug.ru/

В статье анализируются возможные причины деградации некоторых государственных высших учебных заведений в России. На основе глубинных интервью с представителями университетов, снизивших показатели деятельности, выделяются внешние и внутренние факторы, которые могли стать причиной такого ухудшения результативности.

Результаты первого (2012) мониторинга эффективности деятельности вузов России вызвали удивление и даже негодование широкой и профессиональной общественности. Особую реакцию произвело появление в этих списках университетов со сложившейся хорошей репутацией, с сильными традициями. Речь при этом шла не столько о высокоспециализированных вузах культуры типа архитектурного или литературного, сколько об «обычных приличных вузах», оказавшихся в сомнительном списке. Однако в обсуждениях, как правило критиковавших выбор Министерством образования и науки показателей эффективности, то и дело проскальзывали признания вроде «А ведь и в самом деле дела в университете Х уже давно идут неважно» или «Не тот стал университет Y». Авторы данной статьи заинтересовались, можно ли считать эти частные мнения отражением объективного факта снижения репутации тех или иных видных в прошлом вузов, и обнаружили, что действительно у ряда университетов объективные показатели деятельности не только попали в «зону риска», но и показывают тенденцию к снижению. В статье опубликованы результаты первого этапа исследования, которое должно ответить на вопрос о причинах (факторах) такого снижения.

Лисюткин М.А., Фрумин И.Д. Как деградируют университеты? К постановке проблемы/ Лисюткин М.А., Фрумин И.Д.// Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4-5. – С. 12-20.