thumb
Фото: pozneronline.ru

Прослежены исторические традиции в понимании миссии университета. Особое внимание уделяется неоклассической модели университета, созданной Гумбольдтом, которая рассматривается в контексте сформулированных Ортегой-и-Гассетом нескольких парадоксов, касающихся функций университетов. Заключается, что университеты производят не только частное благо в виде капитализируемого знания, которое можно продать, как думал Смит; и не только социально значимое благо в виде навыков будущих специалистов для обеспечения обязательного набора профессий в обществе, как это было заложено в наполеоновской системе образования. Университеты производят еще и общественное благо, смысл которого — создание и распространение культуры.

Рассматриваются социальные эффекты и социальные риски высшего образования, связанные с производством университетами среднего класса населения. Объясняется нецелесообразность закрытия слабых университетов, не производящих высококвалифицированных специалистов, поскольку они реализуют важную социальную функцию. Показано, что возможны иные варианты сокращения социальных рисков высшего образования, в том числе и предполагающие рост количества иерархических звеньев образовательной системы. Производство среднего класса выгодно для страны, поскольку посредством него обеспечивается некоторая стабильность государства. При этом подчеркивается, что задать стране оптимальный темп и вектор развития может только та часть системы образования, которая способна производить конкурентоспособный человеческий капитал.

Как модель успешного университета рассматривается МГУ им. Ломоносова, предлагается путь его эффективного развития в соответствии с представленной концепцией.

А.А. Аузан. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования. 2013. № 3.