thumb
Фото: nstar-spb.ru

Глава из книги: Новиков А. Г., Пудов А. Г. Менталитет северян в контексте циркумполярной цивилизации: Монография. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005. 178 с. В данной главе обсуждается ментальность северян – ценности северных народов, эволюция менталитета.

Ценностный ряд, специфичный для северянина, отличается следующими элементами: 1) ответственность и почитание абсолютных нравственных категорий, как долг, честь, совесть и свобода; 2) спокойное принятие житейских трудностей; 3) доброта; 4) уважительное отношение к природе и животному миру; 5) справедливость; 6) ориентированность на абсолют Жизни и Света, а отсюда почитание женщины как матери, хранительницы Дома, домашнего очага, воспитателя детей. Дети сами воспринимаются как высшая жизненная ценность – продолжение родителей, вечное начало человеческой жизни и рода. Свет воспринимается метафорически как источник тепла, ясности, понятности и знания; 7) открытость, доверие, скромность, гостеприимство; 8) память о предках и истории рода; 9) почитание мудрых и опытных пожилых людей.

Эти присущие северным народам ценности могут присутствовать и у других народов, проживающих далеко от Севера, в силу того, что каждый народ проходил стадию традиционного общества и имел примерно одинаковые вызовы природы и человеческого окружения. Однако можно предположить, что такими особыми ценностями Севера и Арктики будут:

1. Взаимопомощь, доброта, готовность к самопожертвованию, скромность, открытость.

2. Уважительное отношение к легкоранимой и хрупкой природе Севера и Арктики; отсутствие жесткой выделенности и отстраненности природы; отсутствие одностороннего антагонизма между человеком и природой. Рассмотрение человека как части единого целого, нужного и важного, но компонента природы, да и вообще мироздания в целом.

В движении к цивилизованному обществу или, если быть философски корректным, в выдерживании усилия быть и оставаться цивилизованным, системообразующим началом в северных культурах, помимо личностных качеств, как совесть, честь и долг, существенную роль сыграет артикулированность в языке, готовность держаться в слове, быть за него ответственным; взаимопомощь по философскому счету есть реализация негласного договора в отказывании себе, даже если тебе трудно оказывать помощь, взамен за гарантию получения помощи тебе самому в трудной ситуации. Это, естественно, еще не есть абстрактная и четко сформулированная форма «общественного договора» Нового времени, когда люди, отказываясь от чего-то, взамен получают большее, но есть та же принципиальная модель, рожденная конкретными обстоятельствами проживания в экстремальных условиях кочевого и полуоседлого животноводческого и промыслового ведения хозяйства на Севере.

«Северные» ценности могут являться вполне оригинальным творческим началом для нововекторного цивилизационного развития человечества. Вполне вероятный творческий синтез ценностей северных гонийных культур с ургийными западными ценностями может способствовать новой идеологии человечества, а значит новой официальной социально-экономической политике мировых государств. Например, хищнические настроения, породившие в западных культурах множество войн, различного рода гуманитарные кризисы, несчастья, экономические катаклизмы могли бы смениться ценностями воздержания, скромности, открытости и доброй воли. Уважительное отношение к природе, основанное на анимистической картине мира, на панпсихизме религиозных взглядов культур Севера, имеет право на такое же существование, как научное мировоззрение, и при этом может дополнять крайности глубокой научной дифференцированности знаний холистской и оживотворяющей парадигмой.

Новиков А., Пудов А., Менталитет северян как культурно-генетический код циркумполярной цивилизации