thumb
Фото: russkiymir.ru

В своей работе А.Ю. Андреев анализирует ряд статей по истории высшего образования в России, принадлежащих группе авторов – ректоров московских и региональных вузов. В этих работах авторы объявляют о создании новой концепции истории отечественных университетов. Ее суть состоит в попытке противопоставить «русскую модель образования» и развитие западноевропейских университетов, доказать, что высшая школа России прошла свой особый путь, принципиально отличающийся от западного и имеющий над последним несомненное превосходство.

По мнению Андреева, отстаивая свое «новое прочтение», авторы пытаются решительно опровергнуть существующую историографию. Он также приходит к выводу, что авторов интересует прежде всего идеологическая интерпретация уже известных фактов, а не их конкретно-историческое содержание. Таким образом, вместо того чтобы указать конкретные особенности внутренней и внешней организации университета, его отношений с обществом и государством, учебного процесса, норм допуска студентов, академической аттестации и т.д., авторы для описания признаков «русской модели» используют такие общие категории, как «внутренняя энергетика и жизнестойкость», «общинность» и «соборность».

Автор делает вывод относительно «нового прочтения» истории российских университетов, продемонстрированного авторами анализируемых им статей, констатируя декларативность и необоснованность их общих теоретических положений при огромном количестве конкретных фактических ошибок, что обесценивает научную значимость данных публикаций.

Андреев А.Ю. О новом прочтении истории российских университетов / Высшее образование в России — № 3, 2009. — С. 149-159