thumb

Ответ на этот, наверное, главный вопрос, а попутно на многие-многие другие попыталась найти большая группа экспертов и исследователей российской высшей школы под эгидой Сибирского федерального университета. В 2010-2012 годах вуз провел масштабное Форсайт-исследование будущего высшей школы в России в горизонте до 2030 года.

Были изучены статистические данные, научные публикации, доклады и прогнозы ведущих российских и зарубежных аналитических центров, касающиеся различных аспектов развития экономики и общества, сферы науки и образования. В рамках исследования состоялся и Делфи-опрос экспертов о будущем высшей школы в России1. В нем приняли участие 730 экспертов из 39 крупных городов России и 79 российских университетов.

– Кризис высшего образования, но одновременно глобализация высшего образования уже «схвачены» общественным сознанием и становятся предметом общественного дискурса, но их осмысление еще не стало основанием для выработки и принятия стратегических решений, –
прокомментировал итоги масштабной работы директор Центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета, кандидат физико-математических наук, один из организаторов и
кураторов Форсайт-исследования Валерий Ефимов. – Мы полагаем, что кризис образования имеет общецивилизационную природу: происходит трансформация самой антропологической платформы – той основы, на которой строится образование. Речь идет об образе Человека…

Анализ экономических, социальных и культурных тенденций позволил выделить четыре сценария, каждый из которых включает определенный вариант социально-экономического развития страны и связанный с ним вариант трансформации высшей школы. Вот основные черты этих сценариев.

«Сырьевое будущее». В экономике и обществе: преобладание сырьевой, ориентированной на экспорт экономики. Бизнес ориентирован на импорт новых технологий и оборудования, привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов. Продолжение утечки мозгов. В образовании: консервация содержания и форм образования, сохранение имитации и фальсификации процесса и результатов образования. Вхождение в Болонский процесс. Оптимизация сферы высшего образования. Выделение группы элитных университетов (10-20), интегрированных в мировые образовательные и исследовательские сети.

«Догоняющая модернизация». В экономике и обществе: модернизация перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, ориентированной на импортозамещение. Рост числа рабочих мест, усиление трудовой иммиграции. В образовании: подготовка востребованных кадров для промышленности и сферы услуг. Целевая подготовка магистров для высокотехнологичных секторов. Профессиональная подготовка мигрантов. Развитие прикладного бакалавриата. Поддержка государством группы предпринимательских университетов (50-70), активно взаимодействующих с бизнесом.

«Локальное лидерство». В экономике и обществе: ускоренное развитие отдельных высокотехнологичных отраслей экономики (IT, нано-, биотехнологии). Технологическая модернизация промышленности. Высокий спрос на квалифицированные кадры, фундаментальные и прикладные исследования для высокотехнологичных отраслей экономики. Создание инновационной системы для конкурентоспособных направлений. В образовании: содержательная реформа образования – сокращение имитации и фальсификации образования, развитие проектной и предпринимательской компоненты образования. Опережающее развитие образования взрослых; образование и инкультурация мигрантов. Выделение группы ведущих университетов (ФУ, НИУ и другие 150-200 вузов) – центров интеграции образования, науки и инноваций.

«Когнитивное общество». В экономике и обществе: расширение гражданских свобод, повышение гражданской и инновационной активности в обществе. Глубокая организационная и технологическая модернизация отраслей экономики и социальной сферы. Интеллектуализация процессов в управлении, производстве и социальной сфере. Формирование ядер «когнитивной экономики». В образовании: снижение роли образовательной бюрократии, формирование сети лидерских групп и метауниверситетских профессиональных сообществ. Реализация масштабных общественно-государственных программ по формированию «когнитивного общества». Переход к массовому формированию основ исследовательских, проектных, управленческих компетенций. Появление крупных региональных университетских комплексов – интеграторов образования, науки и инноваций (50-70 комплексов).

Ефимов В.С. Образование – 2030. Сценарии для России // Аккредитация в образовании. 2014. № 69 (февраль).

Ефимов В.С. Образование – 2030. Сценарии для России (продолжение) // Аккредитация в образовании. 2014. № 70 (март).