thumb
Фото: skolkovo.ru

Доклад подготовлен Центром образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC) является результатом дискуссий экспертов на двухдневном международном семинаре «Применение технологических форсайтов для определения будущих потребностей в компетенциях», которы проходил в июле 2013 года в России с участием ведущих экспертов в области прогнозирования компетенций и национального технологического форсайта высокого уровня.

Эксперты прибыли из Бразилии, Германии, Индии, Китая, Кореи, России, Румынии, Чешской Республики, Швейцарии и Японии. В ходе семинара были представлены национальные и региональные кейсы по прогнозированию компетенций с использованием технологического форсайта. Участники также обсудили возможную конвергенцию дисциплин и новый, интегрированный подход к технологическому форсайту компетенций. Эти плодотворные дискуссии имели большое значение для дальнейшей разработки метода определения будущих потребностей в компетенциях на основе технологического форсайта.

Указанный метод планируется внедрить в отдельных секторах двух пилотных стран, сделав особый акцент на подготовке политических рекомендаций, применимых к условиям развивающихся стран. Ожидается, что полученные результаты будут иметь большую ценность для правительств, секторальных органов, а также объединений работодателей и трудящихся, поскольку помогут сократить разрыв между спросом на компетенции и предложением, возникающий в процессе технологического перевооружения.

Итоги сессии можно представить в 4 разделах:

  • контекст применения метода технологического форсайта компетенций;
  • базовые допущения, определяющие структуру методологии технологического форсайта компетенций;
  • структура технологического форсайта компетенций;
  • применение методологии технологического форсайта компетенций.

Технологический форсайт компетенций базируется на качественном подходе, который в дальнейшем преобразуется в рекомендации по формированию политики и, если возможно, изменению учебных планов. Подход в рамках методологии технологического форсайта компетенций заключается в следующем: определить спрос на компетенции в будущем, установить существующее предложение компетенций и найти способы устранения разрыва между ними.

Рисунок 1: Форсайт как инструмент управления изменениями

Рисунок 1: Форсайт как инструмент управления изменениями

Технологический форсайт компетенций направлен на определение будущего дефицита компетенций в отрасли и на выработку рекомендаций о внесении необходимых изменений в учебные планы и форматы системы технического и профессионального образования и подготовки, а также высшего образования в целях покрытия этого дефицита. Общая схема структуры технологического форсайта компетенций, разработанная в ходе семинара, представлена на рис. 2.

Форсайт 2

Рисунок 2: Общая структура технологического форсайта компетенций

В рамках технологического форсайта компетенций рассматриваются изменения, которые могут произойти в отрасли спустя какое-то время. Как отмечалось выше, отрасли требуется определенное время, чтобы откликнуться на изменение потребностей заинтересованных сторон и потребителей путем внедрения новых технологий. Кроме того, системе ТПОП и ВО требуется некоторое время, чтобы откликнуться на изменение спроса на компетенции, даже если этот спрос отражается незамедлительно.

Например, с учетом времени, необходимого для пересмотра образовательных программ и образовательного цикла как такового, самый ранний срок, когда специалисты по новым технологиям смогут попасть в отрасль из системы высшего образования, составляет от трех до пяти лет. Для работников, которых готовят в системе ТПОП, данный цикл короче (однако он все равно составляет от двух до трех лет). Вместе с тем подготовка по отдельным компетенциям может быть организована в более короткие сроки (например, в случае острой необходимости курсы могут создаваться даже в рамках годового цикла).

Форсайт 3

Таблица 1: Временной горизонт технологического форсайта компетенций и различные аспекты анализа

Прогнозирование компетенций на основе технологического форсайта, по мнению экспертов, обладает большим потенциалом в качестве нового инструмента разработки политики, который обеспечивает совершенствование политики рынка труда, оказывает содействие в модернизации экономики и промышленном развитии, позволяет составлять качественные долгосрочные планы для различных секторов, продвигает обоснованные стратегические решения в области социальной политики и помогает справляться с возникающими социальными проблемами на раннем этапе.

Технологический форсайт компетенций — это сравнительно новый междисциплинарный подход, основанный на слиянии технологического форсайта и прогнозирования компетенций. Данный метод представляет собой инструмент для управления изменениями и в то же время служит средством, стимулирующим процесс обучения (построения грамотности будущего), профессионального общения и сотрудничества между правительственными органами, правительством и бизнесом, а также правительством и гражданами.

Применение технологических форсайтов для определения будущих потребностей в компетенциях: материалы международного семинара СКОЛКОВО и МОТ; Международное бюро труда. — Женева: МОТ, 2014 год. — 142 стр.