thumb

Снижение мировых цен на нефть, начавшееся летом 2014 г., несет риски для реализации целого ряда крупных проектов в нефтегазовой сфере, включая проекты по добыче нефти и газа из сланцевых пород, глубоководных шельфовых проектов и проектов на арктическом шельфе.

В настоящее время уровень добычи нефти в мире по-прежнему превышает уровень ее потребления. Тем не менее актуальным остается вопрос об источниках поддержания в среднесрочной и долгосрочной перспективе текущего уровня добычи нефти и газа и обеспечения его роста для удовлетворения потребностей мировой экономики.

По оценкам ОПЕК и Международного энергетического агентства, к 2040 г. потребление первичной энергии населением Земли вырастет по сравнению с 2010 г. на 40–60%. При этом нефть в мировом энергобалансе по-прежнему будет занимать ведущее место — на ее долю будет приходиться 25–27%, а на долю газа — 24–26% против нынешних 35% и 26% соответственно1.

В 2040 г. значительная доля потребления нефти и газа придется на месторождения, которые еще не разведаны. Прогнозируемый объем неразведанных запасов арктического континентального шельфа сегодня оценивается в 90 млрд баррелей нефти и 47 трлн куб. м природного газа. С учетом этих оценок морские нефтегазовые ресурсы Арктики в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут занять значительное место в поддержании как текущего уровня добычи нефти и газа, так и его роста.

Рекомендации:

  1. Необходимо приступить к созданию экономически оправданных технологий и техни­ческих решений, способных обеспечить безопасную и эффективную добычу нефти и газа, а также к строительству сопутствующей инфраструктуры, учитывая, что от реше­ния о проведении геологоразведочных работ до начала промышленной добычи нефти в Арктике может пройти 5–10 и более лет. Принимая во внимание масштабность задач, работу на данном направлении целесообразно выстраивать на основе механизмов государственно-частного партнерства.
  2. Приарктическим государствам следует также приступить к выработке единых стандар­тов и правил. Это позволит нефтегазовым компаниям разрабатывать и использовать единообразные технические решения во всех государствах региона без необходи­мости тратить время и средства на их адаптацию под требования и правила каждой конкретной страны. Работа по этим направлениям в настоящее время ведется, но носит по большей части фрагментарный и несистемный характер.
  3. Возрастает актуальность укрепления сотрудничества приарктических государств и заинтересованных нефтегазовых компаний в выработке совместных подходов по раз­работке необходимых технологий, единых стандартов и правил. В качестве площадки для такой работы целесообразно продолжать опираться на зарекомендовавший себя межправительственный форум высокого уровня — Арктический совет.
  4. Укрепление международного арктического сотрудничества позволило обеспечить высокий уровень безопасности и низкий уровень конфронтации в регионе. Приарктическим государствам необходимо и в дальнейшем избегать политизированности сотрудничества в Арктике в контексте общей геополитической ситуации, иначе это существенным образом отразится на перспективах проведения согласованной поли­тики и реализации совместных проектов. Перенос международной напряженности в Арктику в условиях сохранения санкционной политики будет способствовать рассмотрению Россией вопроса о привлечении к сотрудничеству внерегиональных государств, прежде всего из Азии. В этих условиях международное сотрудничество в Арктическом регионе может быть серьезно переформатировано, а объем заказов у западных производителей оборудования для разработки арктического шельфа существенно снижен.

Паничкин И.В. Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики: текущее состояние и перспективы. Российский совет по междунар. делам (РСМД). Октябрь 2016. № 8. 12 с. [Электронный ресурс].