thumb
Фото: file-rf.ru

Подобно индустриализму, явившемуся результатом развития промышленных революций XVIII и XIX вв., информационализм возник и распространяется по всему миру в условиях стремительного развития электронно-технической революции во второй половине XX в.

Автор статьи анализирует книгу профессора социологии Калифорнийского университета Мануэла Кастеллса «Возникновение сетевого общества» — первого тома его трилогии «Информационный век: экономика, общество и культура».

Новая технологическая парадигма создает и новую «организационную логику» перехода от массового производства с характерными для него принципами тейлоризма и фордовских поточных линий к более гибким формам, выражающим индивидуализированные запросы потребителей информациональной/глобальной экономики.

Значительную поддержку этому сетевому предпринимательству оказывает «дух информационализма», сопряженный с культурой не в традиционном значении — как системы ценностей и комплекса институтов, а с культурой новой — виртуальной, создающейся «в визуальном опыте компьютеров в киберпространстве путем преобразования реальности». Такая культура, по определению Кастеллса, отличается эфемерностью, представляя скорее «смесь опытов и взаимодействий, нежели хартию прав и обязанностей».

 

Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник Московского университета, Серия 10, «Журналистика» — N 2, 1999, с. 58-69.