thumb
Фото: prospekt45.ru

Статья посвящена роли и перспективам развития негосударственного сектора высшего профессионального образования в России. Анализ отечественной и зарубежной образовательной практики последних лет показывает, что самым перспективным и эффективным направлением развития российского образования и несомненной мировой тенденцией в XXI веке является переход к сетевым формам взаимодействия вузов.

В статье представлено осмысление феномена сетевых взаимодействий вузов, предложены основные концептуальные положения сетевой организации. Автор статьи исходит из синергетической версии описания современного мира и считает, что будущий переход к новой форме организации образовательного процесса первыми осуществят негосударственные образовательные учреждения.

По мнению автора, сетевое управление базируется на научных законах.

Закон №1. В сетевых организациях в полной мере действует термодинамический закон: «Чем больше способов, которыми может быть достигнуто ожидаемое или желаемое состояние, тем выше его вероятность».

Закон №2. Сетям свойственен закон «Феномен тесного мира». Как бы географически широко не была распределена система, какой бы мощностью континуума она не обладала, максимальное число разделений в сети будет не больше шести, т.е. любую сеть можно пройти за 6 шагов. Например, 6 кликов сети Интернет. «Феномен тесного мира» возможен только на границах порядка и хаоса, упорядоченности и случайности. Порядка – отвечающего за устойчивость и случайности – стимулирующей развитие. Необходимо отметить, что свойством «тесного мира» обладают не все сети, а только те, в которых высока степень кластеризации и в связи с этим – малая средняя длина между узлами (кластерами). Кластеры сети принципиально отличаются от промышленно-финансовых, торгово-развлекательных или образовательных кластерных организаций, задача которых повышение степени кокурентнозащищенности. Сетевые кластеры – информационные уплотнения (концентрации), позволяющие быстро осуществлять информационные рейды. Кластерами в сети могут быть специализированные центры, клубы по интересам, интенсив-школы, научно-технические семинары, смешанные временные творческие коллективы (СВТК), межвузовские авторские группы, профильные рабочие и проектные группы, студенческие научные общества, сами вузы, видео конференции. Поэтому в сетях доминируют информационные методы управления (soft — power – технологии).

Закон №3. Сетевые структуры организуются в соответствии с законом безмасштабности или « Scale free networks ». Свойство безмасштабности говорит не о размерах сети, а о подвижности ее внутренней структуры. Связи между ячейками сети распределяются по закону Ципфа-Парето. В одной ситуации узел сети (вуз, программа, центр и т.д.) может иметь одно число связей, в другой – иное. Например: 90% работы может быть выполнено за 10% времени и наоборот.

Закон №4. Степенное (фрактальное) распределение является так же причиной появления в сети феноменов концентрации, рассеяния и синхронизации.

Феномен концентрации : пример, появление множества открытий, изобретений, научных работ (проектов, уч. программ и т.д.) на небольшом множестве вузов (ученых). Феномен концентрации хорошо известен в метафорическом изложении: деньги к деньгам, успех к успеху, ресурс идет к ресурсу и т.д.

Феномен рассеяния заключается в мгновенном распределении актуализированного продукта по большому массиву. Пословица: «Хорошая слава на полке лежит, а худая (актуальная) – впереди по дорожке бежит»

Синхронизацией в сети называется самостоятельная подстройка ритмов автоколебательных систем за счет слабого взаимодействия между ними. В физике это явление называется «захватом фазы».

Капустин В.С. Сетевые взаимодействия в высшем профессиональном негосударственном образовании как путь к инновационной модернизации российской высшей школы и повышению конкурентоспособности негосударственного сектора образования, 2008