thumb
Фото: nowyny.com

В статье Погосян В.А. «Современный дискурс о миссии университета как междисциплинарная проблема» представлен анализ различных взглядов и научных представлений о миссии университета.

На основе теории дискурса рассматривается взаимосвязь дискурса о миссии университета, его идее и функциях с формированием различных моделей университета и образовательных практик. Выявляются характеристики современного «гумбольдтианского» дискурса, а также причины, в связи с которыми он теряет свою значимость. Делается вывод о необходимости применения междисциплинарных научных подходов к исследованию развития высшего образования.

По мнению автора, современный дискурс о миссии университета характеризуется попытками эксплицировать базовые ценности университетского образования, попытками осмыслить идею университета и его миссию в современных условиях. Однако обращается он при этом к своим же, университетским, базовым ценностям. Это и объясняет тот факт, что практически все исследователи обращаются к истории университета, к тем ценностям, которые присущи ему исторически.

В современном дискурсе о миссии университета можно усмотреть некую традицию, которая заключается в его интертекстуальности, в обращении его субъектов к текстам, созданным в различные периоды развития университета. На первый взгляд, целью обращения к данным текстам является передать информацию о различных идеях о высшем образовании, проследить эволюцию этих идей. С другой стороны, эта информация используется в качестве основы для дальнейших рассуждений, для развития аргументации относительно нынешнего состояния и перспектив развития высшего образования.

Практически все исследователи отмечают, что институциональное оформление идеи университета и теоретическое осмысление этого процесса обнаруживают в исторической ретроспективе устойчивые проблемы, которые остаются значимыми и сегодня. Более того, они определяют не только контекст, но и вектор размышления относительно будущего университета. Автор отмечает, что обращение к истории развития идеи университета служит:

  • для представления «идеального» положения дел, описания некоего «идеала», к которому нужно стремиться;
  • для сравнения с современным положением дел;
  • для описания различных возможных моделей и путей развития высшего образования;
  • для обоснования значимости осознания и реализации миссии университета в современном мире.

Погосян В. А. Современный дискурс о миссии университета как междисциплинарная научная проблема // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — СПб., 2011. — N 129. — С. 108-120.