thumb

20–22 октября 2016 г. в Москве прошла VII Международная кон­ференция Российской ассоциации исследователей высшего образова­ния. Ключевая тема конференции отражала современные тенденции в развитии высшего образования и была направлена на по­иск баланса между глобальными задачами современных университетов и их национальными и региональными особенностями. Дискуссии бы­ли организованы на разных площадках и сразу по нескольким направ­лениям, что позволило охватить и обсудить многие аспекты деятель­ности университета:

1) систему высшего образования и глобальный рынок;
2) современный университет и локальный контекст;
3) организационную структуру университета в эпоху глобальных и локальных вызовов;
4) исследовательские и публикационные стратегии в современном университете;
5) обучение и развитие в современном университете;
6) высшее инклюзивное образование: доступность и качество.

В сборник вошли сокращенные выступления пленарных доклад­чиков, а также тезисы докладов участников конференции.

Доклад «Продуктивные исследователи в Европе. Кто они и о чем думают?» профессора М. Квика, директора Центра изучения госу­дарственной политики Познанского университета им. А. Мицкевича, посвящен вопросам социальной стратификации в универ­ситетах и классификации научно-педагогических работников. На основе результа­тов эмпирического исследования, которое было проведено в 11 странах, сделается вывод, что практически половину всех произведенных академических знаний в среднем обеспечивают 10% ученых. Основные вопросы данного исследования — благодаря чему произ­водительность одних ученых выше производительности других, кто составляет класс наиболее продуктивных ученых, а также какие институциональные или индивидуальные факторы по­вышают вероятность попасть в их число. При обработке данных использовалось два взаимодополняющих подхода для анализа: анализ статистик (t-тесты для независимых выборок) и много­мерная логистическая регрессия.

В докладе руководителя Лаборатории изучения оценки исследований Национального исследовательского совета Италии Дж. Абрамо «Исследовательская политика и управление в исследовательских университетах: какой прогресс возможен без наукометрики?» подчеркивается необходимость качественной и объективной оценки научной деятельности. Приводится обзор  популярных показателей, методологий и рейтингов, которые используются для оценки научных работ. Указаны проблемы, с которыми сталкиваются традиционные методы оценки. Предлагаются новые показатели производительности, которые были разрабо­таны и успешно используются Лабораторией изучения оценки исследова­ний, а также методология, которая применяется вкупе с упомянутыми показателями для оценки исследовательской продуктивности в Италии. Приводятся примеры результатов применения новой методики, обосновывается ее эффективность.

Профессор Университет Осло (Норвегия, факультет наук об образовании) П. Маассен  в своем докладе «Парадокс в управлении университетом»­­ рассматривает вопросы, касающиеся структуры и практики управления учебным заведением. Сегодня университеты вынуждены все более активно включаться в конкурентную борьбу на государственном и международном уров­не — бороться за ресурсы, за студентов и сотрудников, за академический престиж и статус. Целью текущего реформаторского курса является попытка сделать университеты более чувствительными к нуждам обще­ства. Парадокс заключается в том, что чем больше деятельность руко­водства университетов согласуется с концепцией реформаторского курса, тем менее эффективно, по всей видимости, оно реализует замысел реформаторов. Это связано с тем, что на практике возможности руководства универ­ситета управлять основными процессами весьма ограничены, а сфера научных дисциплин ему вообще неподвластна.
Рассматриваются исторические аспекты возникновения этого парадокса.
Отмечен ряд факторов, от которых зависят властные отношения между руководством и сотрудниками Вступив в новую эпоху конкуренции, уни­верситеты столкнулись с рядом трудностей, когда им предлагается использовать новые управленческие подходы, что, однако, далеко не всегда дает ожидаемый результат.

В докладе «Вызовы для исследовательских университетов в обществе знаний: между глобальной конкурентоспособностью и локальными запросами» профессор Чон Чоль Син из Сеульского национальног университета, Южная Корея, департамент образования констатирует, что мир вступает в эпоху постмассового высшего образования, что подразумевает одинаковую возможность всех выпуск­ников школ поступить в высшее учебное заведение даже при недостаточном уровне академической подготовки. С другой стороны, мы все еще говорим об идеях элитно­го университета мирового класса. Автор останавливается на противоречиях и конфликтах, возникающих между эгалитаризмом концепции пост­массового высшего образования и элитиз­мом концепции университета мирового класса. Отмечается наличие языковой проблемы университетов мирового класса. Отдельно подчеркивается роль знаний в контексте социального развития.

Целью представленной теоретической работы директора Центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета В.С. Ефимова «Университет в ситуации постиндустриального перехода: глобальные тренды и вызовы развития. Университет 4.0»  является построе­ние системных философско-методологических представлений об уни­верситете как социальном институте и особенностей трансформации университета в ситуации постиндустриального перехода. Автор останавливается на следующих моментах:

  1. Происходящие (или необходимые) трансформации универси­тета важно рассматривать в контексте общественных трансформаций, захватывающих все аспекты существования общества (экономические, социальные, культурные, антропологические). Принципиально новым для человечества будет переход в фазу «когнитивного общества», где ключе­вым фактором общественного производства станет коллективный чело­веческий интеллект и гибридный (человеко-машинный) интеллект.
  2. Становление и развитие университета как социального инсти­тута необходимо рассматривать через его включенность в базовые процессы, обеспечивающие существование общества: процесс воспроиз­водства, процесс производства (нового), процесс утилизации (старого). Предлагается онтологическая конструк­ция, которая увязывает разные аспекты действительности университетов, отражает и «вписанность» университетов во внешний социокуль­турный контекст, и внутренние процессы изменений в университетах. При этом используются философские катего­рии — «деятельностное», «социальное», «антропологическое», задающие необходимое «мысленное пространство».  В рамках этой системы категорий описываются особенности университета как идеальной формы
  3. Предложенная схема позволяет по-новому увидеть логику пе­реходов и специфику различных поколений университетов (Универ­ситет 1.0, Университет 2.0, Университет 3.0) и определить ключевую специфику университета следующего поколения — Университета 4.0.
    Университет 4.0 — университет в когнитивном обществе; его мис­сия — обеспечить производство, воспроизводство и применение интел­лекта в характерных для этого общества масштабах и формах: сетевой и коллективный интеллект (усиленный применением специальных тех­нологий коллективного интеллекта); гибридный человеко-машинный интеллект; массовый интеллект в форме «мыслящей среды».

В других докладах представлен широкий спектр проблем современного высшего образования. Это и «Создание исследовательских университетов нового типа» Н.Б. Бокова с соавторами, и «Политика развития региональных университетов (на примере Омской области)» О.С. Бурцевой с соавторами, и «Изучение факторов выбытия студентов из высокоселективных вузов России и США» Е.В. Горбуновой с соавторами и другие актуальные темы университетской жизни.

Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами. VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования: сб. материалов / под ред. Д. В. Козлова, Н. Г. Малошонок ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.  237 с.