thumb
Фото: http://www.slideshare.net/

Книга посвящена созданию университетов, конкурентоспособных на мировом уровне, как одному из средств реформирования третичного образования. На многочисленных примерах прослеживаются пути трансформации высших учебных заведений в организации мирового класса. Раскрывается роль государства в этом процессе. В приложениях представлены рейтинги лучших университетов мира, а также перечень наиболее успешных инициатив по повышению качества высшего образования в различных странах. Впервые издано на английском языке Всемирным банком под названием «The Challenge of Establishing the World Class Universities» в 2009 г. Для специалистов, занимающихся разработкой и осуществлением государственной политики в области высшего образования, организаторов учебного процесса, научных работников.

В ходе стремления к созданию университетов мирового класса, которое сейчас охватило правительства многих стран, возникает масса вопросов. Почему при создании системы третичного образования страна нацелена на стандарты «мирового класса»? Может ли правительство развивать систему образования, главной целью которой является служение внутренним потребностям страны и не заботиться о ее международном признании? Является ли определение «университет мирового класса» синонимом слову «элитный Западный» и, в таком случае, не будет ли во всех остальных «незападных странах» формироваться стойкое предубеждение против культурных традиций третичного образования? Относятся ли к учебным заведениям мирового класса лишь исследовательские университеты или на этот статус могут претендовать и другие (университеты, занимающиеся обучением, политехнические вузы, общественные колледжи и открытые университеты)?

Данная книга не ставит перед собой задачу глубокого исследования затронутых выше вопросов. Признавая, что университеты мирового класса являются частью национальной системы третичного образования и должны действовать в границах данной системы, книга сфокусирована на исследовании стратегий, в соответствии с которыми вузы становятся лучшими в своей лиге, а также может быть руководством для стран и университетов, стремящихся к достижению статуса мирового класса. Таким образом, основной целью данной книги является определение вызовов, с которыми неизбежно сопряжено создание университетов, конкурентоспособных на мировом уровне (называемых также «университетами мирового класса», «элитными» или «флагманскими»), способных на равных состязаться с лучшими из лучших.

Есть ли какой- либо стандарт или шаблон, следуя которым можно было бы быстро достичь уровня мирового класса? Для ответа на эти вопросы необходимо начать с определения, что представляет собой университет мирового класса. Далее в книге в общих чертах дается анализ возможных стратегий и путей создания таких университетов, определяются многочисленные вызовы и риски, связанные с теми или иными подходами. В заключении книги исследуется взаимосвязь стремления вузов к международному признанию и усилий Всемирного банка, направленных на становление системы третичного образования, предлагаются варианты решений того, как страна может развивать наиболее эффективную и адекватную систему третичного образования для удовлетворения специфических внутренних потребностей.

Создание университетов мирового класса / Джамиль Салми; пер.с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2009–132 с.