thumb
Фото: ru.osvita.ua

Аналитический материал, подготовленный координатором  программ и проектов в сфере высшего образования Всемирного банка Дж.Салми, представляет собой сокращенную версию 10-й главы Сборника ОЭСР «Высшее образование на пути к 2030 г. Часть 2: Глобализация» (Higher Education to 2030 – Volume 2: Globalisation). В нем рассматривается вопрос, каким образом можно обеспечить условия для устойчивого финансового развития высшего образования во всем мире. В первой части представлен анализ потенциального влияния демографических изменений, а также новых моделей предоставления образовательных услуг (delivery models) на финансирование высшего образования. Далее следует обзор основных альтернатив финансирования высшего образования на сегодняшний день, внимание акцентируется на различных моделях распределения средств (allocation models). В заключительной части статьи представлены три возможных сценария будущего развития финансирования высшего образования.

В рамках первого сценария – «финансирование на основе предложения» (supply-side scenario) – рассматриваются последствия и разнообразные условия продолжения традиционных методов государственного финансирования образования. В рамках второго сценария, получившего название трансформационного (transformation scenario), экстраполируется развитие в странах, которые постепенно отходят от традиционных подходов, предусматривающих в качестве основного источника государственное финансирование. Третий сценарий – «финансирование на основе спроса» (demand-side scenario) – предполагает амбициозные реформы по предоставлению университетам возможностей конкурировать за большинство своих ресурсов.

В статье также представлены направления обеспечения финансовой стабильности, соответствующие предложенным сценариям, которые отражают в конечном счете выбор лиц, ответственных за принятие решений на национальном и институциональном уровнях. Таким образом, полезность и ценность этих сценариев состоит в том, чтобы помочь правительствам и руководителям институтов понять, что они могут и должны делать сегодня для реализации необходимых реформ и изменений, чтобы обеспечить стабильное финансирование на ближайшее время и в среднесрочной перспективе.

Независимо от пути, выбранного той или иной страной, правительствам необходимо помнить о пяти главных принципах эффективного финансирования, которыми можно руководствоваться в процессе проведения финансовой политики:

  • мобилизовать достаточные ресурсы, государственные и частные, чтобы в равной мере отвечать на потребности количественного роста и необходимость повышения качества;
  • гарантировать, что разделение расходов обязательно сопровождается предоставлением адекватной помощи студентам;
  • использовать финансовые механизмы, основанные на оценке качества и результатов, и, по возможности, распределять ресурсы на конкурсной основе;
  • обеспечивать полную совместимость и взаимодополняемость разнообразных инструментов финансирования;
  • придерживаться принципов прозрачности при разработке и использовании всех финансовых механизмов (постановка четких политических целей, указание правил и процедур распределения ресурсов).

Важно подчеркнуть, что реформа финансирования высшего образования не является самоцелью. Она лишь служит цели достижения финансовой стабильности для расширения возможностей предоставления высшего образования и совершенствования качества и релевантности предлагаемых программ. Необходимо, чтобы эти реформы стали частью национальных дискуссий и программ будущего развития высшего образования, а также вкладом в социально-экономическое развитие. Устойчивое финансирование является ключевым условием для сбалансированного развития высшего образования.

Салми Дж. Сценарии устойчивого финансирования высшего образования // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 1. С. 79–95