thumb
Фото: http://www.twirpx.com/

Получившая мировую известность книга «Университет в руинах» канадского исследователя Билла Ридингса представляет собой попытку критического философского осмысления истории университета в западном мире и его роли в современную эпоху.

Идея университета прошла большой исторический путь: от идеи разума (у Канта) через идею культуры (у немецких идеалистов) и до нынешней идеи совершенства или качества. Но сегодня университет оказался «в руинах», поскольку ни одна из исторических идей не может служить фундаментом его существования. Книга адресована широкому кругу читателей.

По мнению автора, университет эпохи модерна — это институт, находящийся в руинах. Эти руины должны быть не предметом романтической ностальгии по утраченной целостности, а местом переоценки того факта, что Университет больше не участвует в непрерывном историческом прогрессе, поступательном раскрытии объединяющей идеи. Обитать на руинах Университета — значит уделять серьезное внимание актуальной сложности его пространства, осуществляя непрерывную работу по переопределению пространств, завещанных историей.

Исходя из перспективы общей дисциплинарной перегруппировки, по мнению автора, нужно проана­лизировать возможные способы функционирования Университета в качестве места обитания сообщества мыслителей, при условии, что будет критически переосмыслено понятие сообщества, отделение его как от органицистской традиции, так и от идеи феодаль­ной корпорации. Такой шаг позволит наметить типы институциональной политики, которые могли бы использоваться для переоценки процесса дереференциализации и превращения ситуации распада суще­ствующих культурных форм (вследствие вторжения открытого рынка) в шанс для Мышления, а не повод для проклятий или скорби.

В условиях глобальной экономики Университет больше не должен выступать образцовым сооб­ществом. Апелляция к Университету как к модели сообщества отныне не является ответом на вопрос о социальной функ­ции Университета. Скорее Университету предстоит стать одним из мест, в котором предпринимаются по­пытки осмысления социальной связи без обращения к объединяющей идее, будь это идея культуры или госу­дарства. В Университете любое мышление разворачи­вается бок о бок с другими мышлениями, мы мыслим рядом друг с другом. Но мыслим ли мы сообща? Об­разует ли наше мышление единство? Мышление никому не принадлежит, у него нет подлинной идентич­ности, оно не является собственностью субъекта. Ни кантовская concordia discors, ни гумбольдтовская органическая идея, ни хабермасовское консенсусное со­общество не способны интегрировать или объединить мышление. Прояснение вопроса о том, каким образом любое мышление разворачивается рядом с другими мышлениями, может, по мнению автора, придать культурным исследованиям импульс, который положит конец плачу по утраченной идее культуры, требующей поли­тического возрождения.

Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А.М. Корбута. — М.: Изд.дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 304 с.