thumb
Фото: archipelag.ru

Настоящий доклад — очередная попытка системного рассмотрения политики России в сфере высшего образования с учетом вызовов, стоящих перед страной в глобальном контексте, анализа состояния системы образования в стране и задач, стоящих перед этой системой в связи с проблемами стратегического развития России. Предметом анализа и проектной разработки в докладе выступает как рассмотрение образовательной политики высшей школы, так и вопросы управления и финансирования этой сферы в свете глобальных и внутренних вызовов, стоящих перед Россией.

Авторам представляется очевидной необходимость срочного перевода реформы высшего образования на новую ступень как в силу глубокой потребности создать действенную национальную инновационную систему, так и в рамках задачи вхождения России в европейское образовательное пространство. Задача реорганизации системы высшего образования с целью оптимизации ее финансирования, наряду с задачей удовлетворения социального спроса, неотрывно сопряжена с качественной модернизацией учебного процесса. При осуществлении реформирования системы высшего образования чрезвычайно важно твердо удерживать различение обязательного государственного нормирования оценки качества, с одной стороны, творческое многообразие конструкций, сложившихся в региональных центрах — с другой, понимая при этом неизбежную разновременность процесса реконструкции в различных местах страны.

Принципиально важно, осуществляя централизованные действия под эгидой Министерства образования и науки, опереться на позитивный опыт вузов, достигнутый в рамках актуализованного ими принципа вузовской автономии и самостоятельного создания университетских округов. Можно и должно стимулировать создание таких округов, но категорически недо- пустимо форсировать этот процесс «сверху». Он должен вызреть в конкрет- ных условиях регионов и межрегиональных систем. Принципиально важно, чтобы неизбежное демографическое сжатие ближайших двух десятилетий было максимально использовано для такого совершенствования вузовской системы, чтобы необходимое сокращение количества самостоятельных вузов не становилось самоцелью. Единство стандартов выходных компетенций при многообразии форм учебного процесса — вот, с точки зрения авторов, ведущий принцип, который должен быть положен в основу переосмысления, широкого обсуждения и дальнейшего развития реформы.

Провести необходимые изменения структуры и форм высшего образования без вовлечения в этот процесс широко экспертного сообщества, не связанного или отчасти связанного в своей деятельности с вузами, не представляется возможным. Но так же не представляется возможным достичь этого без мобилизации интеллектуальных ресурсов и опыта педагогического сообщества вузов. Союз российских ректоров вузов — несомненно достойная организация, однако она представляет вузовское сообщество лишь частично. Есть достаточно оснований утверждать, что давно назревшая необходимость создания профессионального союза преподавателей высших учебных заведений должна, наконец, породить соответствующие конструктивные действия. Принимая во внимание то обстоятельство, что администрации вузов, скорее всего, будут противиться такого рода самоорганизации своих подчиненных, или ее тормозить, деловые и профессиональные сообщества, равно как СМИ, должны оказать этому процессу всемерное содействие.

Высшее образование в России: Аналитический доклад / Под ред. В.Л.Глазычева. М., 2004.