Сибирский Фронтир

Экспертно-аналитический портал

Важно определиться - чем современный университет должен быть в первую очередь. Университет, профессия и наука
Важно определиться - чем современный университет должен быть в первую очередь. Университет, профессия и наука
Важно определиться - чем современный университет должен быть в первую очередь. Университет, профессия и наука

Открытый проект Университеты будущего

Дискурс «Миссия университета: вызовы современности»

Хосе Ортега-и-Гассет

Испанский философ и социолог XX века, преподаватель Мадридского университета.

Важно определиться - чем современный университет должен быть в первую очередь. Университет, профессия и наука
Жак Ле Гофф

Французский историк-медиевист XX-нач. XXI вв., один из представителей «Новой исторической науки», Первый директор французской Высшей школы социальных наук.

Интеллектуалы в средние века
Рональд Барнетт

Заслуженный профессор, Институт образования, Лондонский университет.

Западный университет умер. В это трудно поверить, но такова реальность. Правда, история университета говорит о его необыкновенной способности к обновлению и адаптации к новым условиям. Это позволяет надеяться на то, что и сейчас свершится чудо и возникнет новый университет.
Аузан Александр Александрович

Д-р экон. наук, декан экономического факультета МГУ, член Экономического совета при Президенте РФ.

Важным является прослеживание исторических традиций в понимании миссии университета, исследование его роли в производстве культуры и в создании среднего класса. Особое внимание стоит уделить проблеме «плохих университетов»
Кузьминов Ярослав Иванович

Российский экономист, общественный деятель, основатель и ректор НИУ «Высшая школа экономики».

Высшая школа экономики: миссия и механизмы ее реализации
Стать
участником
дискуссии

Важно определиться - чем современный университет должен быть в первую очередь. Университет, профессия и наука

Основные тезисы
1. Университет, в первую очередь, представляет собой высшее образование, которое должен получить средний человек.
2. Среднего человека нужно сделать, прежде всего, человеком культурным, поместить его вровень со временем. Таким образом, первичная и центральная функция университета — это преподавание главных культурно-значимых дисциплин.
3. Нужно сделать из среднего человека хорошего специалиста. Наряду с обучением культуре, университет — средствами, интеллектуально более трезвыми, непосредственными и эффективными — учит студентов быть хорошими медиками, хорошими судьями, хорошими преподавателями математики или истории.
4. У среднего человека нет никакой причины становиться ученым, он не обязан посвятить себя науке. Скандальный вывод: наука в прямом смысле слова, т. е. научное исследование, не является прямой и базовой функцией университета, и без особой причины и не должна являться таковой. Тем не менее, в некотором смысле университет неотделим от науки и, следовательно, должен включать также и научное исследование.
5. Сегодня реальностью является изначальное признание неосуществимости того, чем университет стремится быть. Поэтому признается фальшивость его институциональной жизни. Фальсификация становится сутью института.
6. Университет – это в том числе наука, но он является, кроме того, еще чем-то.

1. Университет, в первую очередь, представляет собой высшее образование, которое должен получить средний человек.
Университетская программа (plan universitario) предполагает, что лектор добровольно решается не смешивать три довольно-таки разные вещи: культуру, науку и интеллектуальную деятельность.
Прежде всего, отделим профессию от науки. Наука (sciencia) — это не все что угодно. Купить микроскоп или торчать в лаборатории - еще не наука, не будет ею и объяснение или изучение того, что является содержанием науки. В первоначальном понимании наука — это только исследование: формулировать проблемы, биться над ними и приходить к решению. Как только достигнута эта цель, все остальное наукой уже не является. Поэтому не является наукой изучение науки или преподавание, ее применение и использование. Были и есть потрясающие преподаватели, которые не являлись исследователями, т. е. учеными. Довольно уже того, что они знают свой предмет. Но знать не означает исследовать. Исследовать — значит открывать истину или ее противоположность, находить ошибку в предшествующих поисках. Знать — это просто понимать эту истину, владеть ею una vez hecha lograda.
Необходимо разделить профессиональное образование и научное исследование. Без сомнения, профессиональное обучение включает в себя, главным образом, получение систематизированных знаний. Значит, речь идет о содержании, а не об исследовании. Общий тезис таков: студент или нормальный ученик не обучаются науке. Врач должен научиться лечить и не должен учиться чему-то сверх этого. Он должен знать классическую физиологию, но он не должен быть физиологом или мечтать об этом. Не надо пытаться объять необъятное.

2. Среднего человека нужно сделать, прежде всего, человеком культурным, поместить его вровень со временем. Таким образом, первичная и центральная функция университета — это преподавание главных культурно-значимых дисциплин.
Культура — это система жизненных идей, которой обладает каждая эпоха. Или так: это система идей, благодаря которым время живет. Человек всегда живет исходя из некоторых заданных идей, которые составляют твердую почву, поддерживающую его существование. Эти, как я их называю, «жизненные идеи», или «идеи, благодаря которым живут», являются ни больше ни меньше как нашими реальными убеждениями о том, что есть мир.
Сегодня мы живем — вопреки известной самонадеянности — в эпоху ужасного бескультурья. Никогда не было столько поддельного и обманного существования. Почти никто не находится на своем месте, никто не исполняет свое подлинное назначение. Человек обычно живет уловками, которыми обманывает себя самого, выдумывая вокруг мир простой и субъективный, несмотря на то что жизненное сознание громким голосом указывает ему на его настоящий мир, который является чрезмерно сложным, точным и требовательным. Но средний человек сегодня боится открыться этому настоящему миру, который требовал бы много от него, и предпочитает фальсифицировать свою жизнь, сохраняя ее герметичной в коконе своего фиктивного и упрощенного мира.
Отсюда историческая важность необходимости вернуть университету его центральную задачу — «просветить» человека, приобщить его к полноте культуры своей эпохи, открыть ему с ясностью и необходимостью огромный настоящий мир, в который он должен втиснуть свою жизнь, чтобы она стала аутентичной.
Я сделал бы из «факультета культуры» ядро университета и всего высшего образования. первичная и центральная функция университета — это преподавание главных культурно-значимых дисциплин. Эти дисциплины, области знания:
1) Физическая картина мира (физика).
2) Основополагающие темы органической жизни (биология).
3) Историческое развитие человеческого рода (история).
4) Структура и функционирование общественной жизни (социология).
5) План мироздания (философия).

3. Нужно сделать из среднего человека хорошего специалиста. Наряду с обучением культуре, университет — средствами, интеллектуально более трезвыми, непосредственными и эффективными — учит студентов быть хорошими медиками, хорошими судьями, хорошими преподавателями математики или истории.
Пагубной была тенденция заниматься в университете исключительно исследованиями. Это привело к исключению культуры как базисной основы человеческих знаний и обучению специалистов ad hoc. На факультетах медицины стремятся к сверхточному преподаванию физиологии или суперферролитической химии, но, возможно, нигде в мире никто не обдумывает всерьез, что представляет из себя сегодня хороший врач, каким должен быть образцовый медик. Но вред, что влечет за собой эта путаница, является двойным. Наука также страдает от этого утопичного подхода к специальности.
Необходимость проводить жизнестойкий синтез и систематизацию знания для преподавания их на «факультете» культуры разовьет тип научного таланта, который до сих пор возникал только по воле случая — таланта интегрирования. Люди, наделенные этим подлинным талантом, будут намного ближе к тому, чтобы быть хорошими преподавателями, чем те, которые погружены в традиционное исследование.

4. У среднего человека нет никакой причины становиться ученым, он не обязан посвятить себя науке. Скандальный вывод: наука в прямом смысле слова, т. е. научное исследование, не является прямой и базовой функцией университета, и без особой причины и не должна являться таковой. Тем не менее, в некотором смысле университет неотделим от науки и, следовательно, должен включать также и научное исследование.
Наука — это одна из самых возвышенных вещей, которые человек создает и производит. Поэтому она выше университета, в котором только учат. Наука — это творчество, а педагогическая деятельность только стремится обучать этому творчеству, передавать его и обеспечить его усвоение. Наука — вещь столь возвышенная и тонкая, что просто не дает приблизиться к себе среднему человеку. Она ждет избранных. Ученый представляет собой своеобразного инока.
Стремиться к тому, чтобы нормальный студент был ученым, — это пока что нелепая претензия, которая только свидетельствует о скрытом пороке утопизма, характерного для предшествующих нам поколений.

5. Сегодня реальностью является изначальное признание неосуществимости того, чем университет стремится быть. Поэтому признается фальшивость его институциональной жизни. Фальсификация становится сутью института.
Институт, в котором делают вид, что дают и требуют то, чего не могут ни дать, ни потребовать, - фальшивый и разлагающийся институт. Однако этот принцип лицемерия пронизывает все планы и структуру современного университета.
Поэтому я думаю, что следует поставить университет с ног на голову, или, что то же самое, радикально реформировать его, отталкиваясь от противоположного принципа. Вместо утопического желания обучать тому, что нужно, следует обучать только тому, чему можно научить, т.е. тому, что можно понять.

6. Университет – это в том числе наука, но он является, кроме того, еще чем-то.
Университет нуждается не только в постоянном контакте с наукой, поскольку иначе может исчезнуть. Он нуждается также в контакте с общественной жизнью, с исторической реальностью, с настоящим, которое всегда является integrum и которое можно брать целостно, ничего не отбрасывая. Университет должен быть открыт для современности; более того, он должен быть соразмерен ей, погружен в нее.
Я говорю это не столько оттого, что живое возбуждение свободной исторической атмосферы соотносится с университетом, сколько потому, что общественная жизнь нуждается в безотлагательном вмешательстве университета.
Университет должен участвовать в современности, рассуждая о великих темах дня с собственной позиции – культурной, профессиональной и научной. Тогда университет снова станет тем, чем он был в свои лучшие годы: движущим началом европейской истории.


Сокращенный вариант текста подготовлен Дадашевой В.А.
Источник: Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Х. Ортега-и-Гассет ; пер. с исп. М. Н. Голубевой ; под общ. ред. М. А. Гусаковского. - Мн. : БГУ, 2005. - 104 с.

Теги