thumb
Фото: newvz.ru

Ни одна страна, если она считает себя великой, не может развиваться без мощного научного сектора. Положение науки в современной России пока не отвечает этим критериям. Хотя потенциал для развития у нас большой.

Есть молодая поросль

Существуют две основные проблемы российской науки. Первая — это хроническое недофинансирование. И вторая — административные процессы. Осуществление какого-нибудь проекта в России требует значительно больших управленческих усилий, нежели в других странах. В результате молодые ученые либо уходят из науки совсем, либо эмигрируют. Но это не означает, что у российской науке нет будущего, оно есть, так как система образования работает неплохо по части взращивания талантливых учеников.

В России существует сеть специальных школ для талантливых детей. Следовательно, существуют и гибкие подходы к обучению. Эта система работает хорошо, и абитуриенты приходят в университеты подготовленными. Поэтому более важной проблемой является реформирование университетского образования. Необходимо, чтобы российская наука развивалась.

Можно выделить два ключевых аспекта. Первый — поддержка молодых ученых в начале их карьеры. Это должна быть своего рода долгосрочная программа, обеспечивающая выпускнику ВУЗа уверенность в том, что если он будет успешно работать в сфере науки в течение 10 лет, то он не будет ни в чем нуждаться и будет иметь приемлемые условия для работы и развития.

Второй аспект — российская наука должна присоединиться к мировому научному сообществу. Возьмем, математику. Во времена «железного занавеса» ученым удавалось обмениваться опытом со своими зарубежными коллегами продуктивнее, чем это происходит сегодня. Наука не может ни быть международной.

Государству приходится вкладывать немалые средства в поддержку фундаментальной науки, но с другой стороны, она может приносить высокую прибыль, хотя и не сразу. Наука так же способствует развитию образовательного процесса. Во многих странах ученые, занимающиеся фундаментальной наукой, преподают в университетах. Немаловажно и то, что, получая поддержку государства при разработке какой-то технологии, фундаментальная наука становится доступной каждому, стимулируя, таким образом, использование результатов своей деятельности.

Преодолеть отставание

Важнейшая составная часть науки – исследования в области экономики. Для России тема более чем актуальная. Если взять наиболее значимые российские экономические журналы, то они занимают позиции от 500-й до 600-й в списке всех мировых изданий. 250 наиболее значимых научных журналов не включают ни одного российского. Ситуация со статьями, опубликованными за последнее десятилетие крупными российскими научными институтами, в целом удручающая. Но если рассматривать лучшие университеты России, то здесь картина более отрадная. Статей, опубликованных за последнее десятилетие больше, чем раньше. Если проводить аналогии на мировом уровне, то лучший экономический факультет в России занимает 50 позицию в Европе, в то время как Высшая школа экономики добралась до 150 места.

Если сравнить нас с Центральным Европейским Университетом в Будапеште или Карлова Университетом в Праге, то мы заметно отстаем от них. Причина их успеха в том, что они стали набирать сотрудников на основе проводимых ими исследовательских проектов. Там стали искать кадры на международном рынке труда.

Впрочем, мы тоже идем по этому пути. Некоторые государственные университеты стали набирать профессоров экономики с международного рынка труда, как это делают во всем мире.

Надежду дает и то, что среди авторов все больше представителей молодого поколения, тех, кому меньше 33 лет. Пока их не так много, но десять лет назад их почти не было совсем.

Впрочем, Россия никогда не показывала больших достижений в экономической науке. Но сегодня в экономические вузы приходят получать образование очень сильные студенты. Это обнадеживает, но нагонять отставание придется долго. 

Пора возвращать своих

Современная наука все больше приобретает глобальный характер. В настоящий момент в США обучаются около 300 тыс. студентов из Индии и Китая. В каждой из этих двух стран более 300 000 студентов учатся в университетах других стран мира. Но при этом всего 30 тысяч студентов из США обучаются в Китае, и лишь 3100 — в Индии. Мир идет в определенном, азиатском направлении: все стекается в Китай и Индию. На подходе период расцвета этих государств, у них колоссальные возможности. Большинство студентов из этих стран остаются в США, но в настоящее время все большее число уезжает обратно в свою страну.

И это фактор следует учитывать России. Наука развивается тогда, когда есть востребованность в ней со стороны экономики, со стороны общества. Востребованность науки в России сильно упала. Это связано с падением ее престижа, как способа получения знаний. Востребованность же со стороны экономики не очень сильное, потому что наш бизнес не связывает свои достижения с российской наукой. Это обусловлено тем, что разрыв между научными идеями и их воплощением на практике остается большим.

Поэтому многие ученые уезжают из страны. У нас их отъезд воспринимается крайне болезненно, как урон для репутации государства. Нам нужно возвращать наших исследователей. Возможности для этого есть. Западная система тоже имеет свои ограничения. Она благоприятна для молодых ученых, которые получают гранты, но к 35 годам нередко их социальный и профессиональный лифт достигает потолка. Именно в этом возрасте многие китайцы и индусы возвращаются на Родину, там ждет их продолжение карьеры. А вот россияне пока делают это не часто, так как не понимают, что будет с ними в их родной стране. И эту ситуацию надо срочно менять.

Источник: РИА Трибуна