thumb
Фото: map.edu2035.org

В сентябре 2015 года профессор практики Московской школы управления «СКОЛКОВО», автор Атласа новых профессий и доклада «Глобальная повестка будущего образования» Павел Лукша впервые представил на русском языке результаты проекта «Глобальное будущее образования». «Глобальное будущее образования» — это международный проект, в рамках которого носители идей и практик в области классического, профессионального, пожизненного и онлайн образования на разных площадках по всему миру обсуждают возможный образ глобальной образовательной экосистемы будущего и стратегий по ее построению. Цель проекта — понять, какие модели образования сложатся в ближайшие 20 лет.

Проект «вырос» из пятилетней работы по форсайту образования, который проходил под руководством Павла Лукши при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ), МШУ «СКОЛКОВО», Института образования НИУ ВШЭ, Сколковского института науки и технологий (Сколтех) и Томского государственного университета.

В своем докладе Павел Лукша отметил, что будущее — это не мир порабощения человека машинами, но «цифровые Афины», где человек передал машинам обслуживающий труд и занялся более человечными видами деятельности.

В числе базовых компетенций 21 века автор доклада назвал: управление концентрацией и вниманием, системное проблемно-ориентированное мышление, способность работать в междисциплинарной сфере, понимание глобальных проблем, навыки управления своим здоровьем, умение заботиться об окружающей среде, навыки программирования, способность учиться и переучиваться в течение всей жизни, этический подход к работе и жизни в обществе. «Тема осознанности станет ведущей компетенцией 21 века, без которой мы фактически не выживем», — подчеркнул Павел Лукша.

В ходе доклада была представлена интерактивная карта форсайта «Образование 2035». Эта карта — результат пятилетней работы свыше 5000 инноваторов и экспертов в области образования.

Будущее глобального образования_картинка

Интерактивная карта показывает основные тренды, тенденции, форматы нового образования и технологии, которые влияют на изменение образовательных моделей, а также знакомит пользователей с иллюстративными кейсами.

Основными трендами образовательной сферы на двадцатилетнем горизонте станут: всевозрастное образование, распространение ценностей сетевой культуры, прагматизация образования, автоматизация рутинных интеллектуальных операций, развитие индустрии улучшения когнитивных способностей, борьба за таланты, рост лидерства Азии, рост значимости глобальных человеческих ценностей, внимания к природе и бережного обращения с ресурсами.

Презентация прошла в рамках конференции «Исследование инноваций в образовании» совместно с EdCrunch — крупнейшей образовательной конференцией Европы.

Интерактивная карта разработана в рамках проекта Будущее глобального образования (БГО) – международной платформы сотрудничества, которая объединяет визионеров и стратегов глобального образования – лидеров образовательной мысли, инноваторов образования, основателей технических стартапов в сфере обучения, инвесторов, руководителей лучших международных образовательных учреждений, управленцев отрасли образования на национальном и наднациональном уровнях, и т.д. Эта платформа позволяет обсуждать и внедрять концепцию будущей экосистемы глобального образования.

БГО является общественной инициативой, которая нацелена на проектирование таких форм и ускорение системных инноваций, которые помогут справиться с образовательными вызовами 21го века

БГО

Основные форматы деятельности БГО:

1. Серия форумов. Форумы Будущего Глобального Образования – это серия интерактивных анти-конференций, где участники совместно задают повестку и определяют результат с тем, чтобы создать карты образования будущего и предложить реализуемые инициативы.

2. Повестка Будущего Глобального Образования. В качестве “трамплина” к Форуму Будущего Глобального Образования, авторы делятся результатами работы с инновационным образовательным сообществом в России и растущих экономиках, которая проводилась с 2007 года, и объединяет процесс создания видения и практику образовательных инноваций. В 2013-2014гг. был опубликован доклад “Будущая повестка для Глобального Образования”, обобщающий работу с тысячами российских и международных образовательных инноваторов, кульминацией которой стала карта будущего образования. Следующая версия Повестки БГО будет совместно создана сообществом лидеров глобального образования

3. Вызов Будущему Глобального Обучения. Вызовы известны как один из лучших способов стимулировать инновации. Большинство инновационных вызовов в образовании стремятся решить “проблемы сегодняшнего дня” ( т.е. “починить” текущую систему) вместо того, чтобы отвечать на запросы будущего (с некоторыми исключениями, например Xprize Learning). Более того, ни один из конкурсов не составлен вместе с представителями сообщества стратегов.  Во время сессий быстрого форсайта, участники БГО-Калифорния вместе будут составлять первый глобальный “open-source” инновационный вызов для обучения “из будущего”, основанный на видении, которое появится во время этой сессии.

4 & 5 (вторая половина 2015): Образовательная Программа и Online Сообщество. БГО Онлайн Будущее Глобального Образования будет использовать online-платформу, чтобы:
• оставаться на связи с сообществом практиков, которое появится по итогам Форумов
• ведения диалога о будущем образования (включая обсуждение результатов Форумов БГО)
• распространять лучшие и инновационные практики в образовании между участниками сообщества, включая распространение информации о своем
проектном опыте.

БГО было задумано профессионалами, у которых есть уникальный набор возможностей, чтобы спроектировать, взрастить и воплотить в жизнь изменения на местном, региональном и национальном уровне экосистем образования в различном временном горизонте.

 

Материал подготовила Дадашева Вера

Источник: Редакция сайта АСИ, материалы портала Global Education Futures