thumb
Фото: gazeta.ru

В разделе «Исследования и аналитика» открытого проекта «Университеты будущего» опубликованы доклады специалистов Всемирного Банка «Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов мирового класса» и «Мышление, общество и поведение». Полная версия докладов представлена на сайте Международного банка реконструкции и развития/Всемирного банка.

Доклад «Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов мирового класса» представляет собой собрание кейсов исследовательских университетов из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Он поможет читателям поразмышлять над тем, как страны и народы стремятся к первоклассному образованию в поисках своих путей прогресса и развития. Истории этой книги показывают, что быстрое академическое развитие возможно и что сочетание ресурсов, энергии, таланта может всего лишь за десятилетие сформировать исследовательский университет высокого уровня. Проанализированные в данной книге пути развития 11 университетов позволяют получить ценное представление о том сложном процессе трансформации, который проходят вузы, стремящиеся стать университетами мирового класса. Это справедливо безотносительно к тому, какой путь к академическому совершенству они выбрали – «повышение своего уровня» или «старт с нуля». При наличии надлежащего руководства и правильной концепции развития существующие исследовательские университеты могут радикально повысить качество преподавания и научных исследований. Кроме того, если таланты, ресурсы и руководство с самого начала сочетаются надлежащим образом, новые университеты потенциально могут (хотя никогда нельзя давать гарантий) за двадцать-тридцать лет развиться в исследовательские университеты высокого уровня. В целом выборка университетов, описанных в данной книге, слишком мала, чтобы обладать полной убедительностью. Тем не менее изученные кейсы скорее позволяют предположить, что учреждение нового университета – это сравнительно более быстрый и наиболее эффективный подход.

Все представленные в данной книге кейсы подтверждают важность поддержания трех наборов ключевых факторов, заложенных в основу концепции:

  • концентрация талантов,
  • обилие ресурсов
  • благоприятствующее руководство.

Однако, если говорить о преобразовании существующих университетов, то лидерство, руководство и управление, судя по всему, относятся к ключевой группе (из указанных трех) факторов, запускающих механизм самоусиления, позволяющий добиться значительных улучшений. Действительно, дальновидные руководители, надлежащее руководство и эффективное управление упрощают привлечение и распределение дополнительных ресурсов, что, в свою очередь, помогает собрать группу профессоров и исследователей мирового класса, а также привлечь талантливых студентов.

Проанализированные в данной книге примеры однозначно подтверждают идею о том, что незаурядные руководители играют центральную роль в достижении успеха молодыми университетами. Это происходит благодаря их способности сформулировать вдохновляющую концепцию развития университета, собрать под знаменем этой концепции академический и административный состав и эффективно претворять ее в жизнь.

Доклад «Мышление, общество и поведение» ставит своей целью вдохновить и сориентировать исследователей и специалистов-практиков, которые могут помочь в разработке и внедрении нового комплекса подходов к политике развития, основанного на более полном учете факторов психологического и социального воздействия.

Важная задача данного доклада заключается в обобщении последних данных о психологических и социальных основах поведения, чтобы дать возможность и исследователям, и специалистам-практикам, занимающимся вопросами развития, более системно использовать эти данные. В основу доклада положены данные из разных отраслей науки, в том числе нейробиологии, науки о процессах познания, психологии, поведенческой экономики, политологии и антропологии. Эти данные по материалам постоянно ведущихся исследований могут помочь в понимании тех решений, которые люди принимают по разным аспектам развития, в том числе по вопросам сбережений, инвестиций, экономии энергии, охраны здоровья и воспитания детей. Данные позволяют также глубже понять, как формируются и утверждаются в обществе те или иные формы коллективного поведения – например, массовое доверие или широко распространенная коррупция. Данные касаются не только жителей развивающихся стран, но и самих специалистов в области развития, которые также не защищены от ошибок в условиях, когда они вынуждены принимать решения в сложной обстановке.