thumb
Фото: education-events.ru

13-15 сентября в Москве на площадке «Digital October», а также в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» прошла международная конференция по новым образовательным технологиям EdCrunch. На конференции обсуждались вопросы «Открытого образования» – платформы, позволяющей получать знания по различным предметам дистанционно, посредством онлайн курсов. Однако если за рубежом эта система уже широко применяется в образовательном процессе, то в России она только начинает набирать обороты.

 

На конференции присутствовали представители преподавательского сообщества зарубежных стран: Франции, Китая, Индии, Дании, которые поделились своим опытом работы с онлайн курсами (МООС – массовые открытые онлайн курсы) и другими образовательными технологиями.

Президент «The Global Education & Leadership Foundation» Шив Викрам Кхемка, который приехал из Индии, рассказал об одном образовательном эксперименте для детей под названием «Отверстие в стене», реализованном в этой стране.

«В Индии, в деревне был размещен компьютер с тачскрином (touchscreen), и дети могли подходить к нему и интерактивно общаться с технологией, учиться пользоваться интернетом…», — отметил Шив Викрам Кхемка.

MOOC в основном направлены на студенческую аудиторию, однако на данный момент разработано множество интерактивных обучающих технологий для школьников.

Об игровой платформе «Minecraft EDU» рассказал разработчик проекта Сантери Коивисто. Он научился использовать любимую детьми игру Minecraft для обучения множеству дисциплин начальной и средней школы.

«Дети тратят очень много времени на компьютерные игры, и мы решили воспользоваться этой ситуации на их благо, то есть использовать игровую среду, чтобы параллельно создать образовательный эффект», — пояснил Сантери.

Он считает, что сценарии этой игры могут научить детей работать в команде. Также он рассказал о своем коллеге, преподавателе английского языка из Дании, который использует игру для обучения детей иностранному языку.

«Можно запустить в сетевую игру своих учеников, дать им общее задание, например, построить мост через реку, и поставить единственное условие – общаться исключительно по-английски», — отметил разработчик.

Он сообщил, что создатели игры ставят своей целью создать виртуальную классную среду, параллельно с физическим классом.

Заглянуть в будущее дистанционного образования попыталась сооснователь самого популярного в мире портала по дистанционному образованию «Coursera» Дафна Коллер. Этот ресурс насчитывает 10 млн пользователей. Портал сотрудничает со многими всемирно известными вузами мира, такими как Стэнфорд, Принстон, Мичиганский и Пенсильванский университеты. Среди российских партнеров – Московский физико-технический институт, Высшая школа экономики и другие.

Корреспонденты портала «Российское образование» поинтересовались у Дафны, заменит ли когда-нибудь дистанционное образование традиционную систему обучения студентов в вузах.

«МООС будут дополнять сферу образования, эти онлайн курсы нужны для людей, которые не получили в свое время образования или которые не могут получить образование в связи с состоянием здоровья», — сказала сооснователь «Coursera».

Также она отметила, что в будущем обучение будет трансформироваться в face-to-face (персональную) коммуникацию, когда преподаватели не просто дают знания, но также развивают личные навыки обучающегося, такие как, например, лидерские качества.

«Сейчас образование находится в стадии 1.0 своего развития. Мы начали снимать на видео лекции, и только-только начинается взаимодействие с медиа, то есть средствами передачи», — подчеркнула Дафна.

Она сравнила развитие образования с кинематографом.

«Еще 100 лет назад кино представляло собой снятый на камеру спектакль, и только потом актеры стали работать с камерой, то есть начали использовать медиа», — пояснила Дафна.

В рамках конференции прошли круглые столы, панельные дискуссии, подведение результатов конкурса в сфере инновационного обучения EdCrunch Award-2015, выставка образовательных проектов, а также воршкопы по геймификации, педагогике и технологиям. В этом году мероприятие проходит во второй раз.

В ходе международной конференции прошла презентация национальной платформы «Открытое образование», разработанной Ассоциацией из 8 ведущих вузов. Это  образовательная платформа, сочетающая в себе опыт зарубежных коллег и инновационные методы обучения. Восемь ведущих российских вузов − МГУ, НИТУ «МИСиС», СПбГУ, СПбПУ, НИУ «ВШЭ», МФТИ, ИТМО и УрФУ – объединили свои усилия, чтобы сказать новое слово в дистанционном образовании.

Важным является то, что все курсы доступны бесплатно и не требуют формального подтверждения базового уровня образования, а студенты получают возможность перезачесть результаты онлайн курса в своем вузе. Сейчас пользователям доступны 46 курсов, к маю 2016 года их должно быть более 100. На сайте уже зарегистрировались 8000 человек, в общей сложности воспользоваться курсами смогут более 10 млн слушателей.

«Цель Национальной платформы онлайн образования, – отметила в своем выступлении ректор «МИСиС» Алевтина Черникова. – сделать из онлайн курсов полноценный аналог образовательных программ вузов, который позволит получить знания того же качества и уровня, что и при классической форме обучения. По сути, студентам будет предоставлена возможность освоить основные программы, не выходя из дома».

Именно на конференции состоялось подписание договоров между Ассоциацией и региональными вузами. Первопроходцами стали Поволжский государственный технологический университет (Волгатех), а также два вузовских объединения — Башкирская ассоциация образовательных организаций и Омский региональный электронный университет.

Кроме того, стало известно, что Министерство Образования будет финансировать создание онлайн-курсов и намерено включить этот показатель в мониторинг эффективности вуза. Для соответствия этому требованию и предлагается использовать национальную платформу «Открытое образование».

В рамках конференции также состоялось обсуждение перспектив развития образования — с докладом «В ожидании «девятого вала»: компетенции и модели образования для 21 века» выступил директор Global Educaton Futures Павел Лукша.

 

Материал подготовила Дадашева Вера

Источники:

Федеральный портал «Российское образование»

Издательство «Юрайт»