thumb

Центром стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета подготовлен аналитический доклад – «Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива». Доклад представлен на XV Красноярском экономическом форуме.

Задача доклада – показать, что такое университеты-лидеры в современном мире, на чем основано их лидерство. Для этого рассматриваются истории успеха ведущих университетов мира – Гарвардский и Стэнфордский университеты, Массачусетский технологический институт в США, Шанхайский университет Цзяо-Тун в Китае, Индийский институт технологий Бомбея в Индии, Пхоханский университет науки и технологии в Южной Корее, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в России. Анализ прецедентов показывает, что университеты становятся лидерами, если им удается «поймать волну изменений», которая охватывает страну или регион в определенный период их истории. Университет-лидер использует энергетику этой волны, открываемые возможности, и сам становится драйвером изменений.

Стремясь к созданию университетов-лидеров, необходимо понимать, что университет как институт общества радикально изменяется в ходе истории. Разные поколения университетов различаются точно так же, как поколения техники, работающих на основе разных физических принципов. В XXI столетии рождается Университет 4.0, и задача выращивания лидеров в России – это задача появления университетов нового поколения. В докладе обсуждается образ университета четвертого поколения как «носителя» мышления и деятельности «когнитивной эпохи».

Также представлен концепт особого типа университетов – «университетах фронтира». Именно они открывают новые горизонты для всего общества: сдвигают границы возможного, создают новые парадигмы мышления, линии целеполагания, новые технологии и формы деятельности, новые образы человека – становятся плацдармами будущего в настоящем.

Еще одна важная линия размышлений в докладе – взаимоотношения университетов и государства: это могут быть отношения партнерства (высокая автономия и «субъектность» университетов); либо отношения доминирования государства над университетами (университеты как инструменты решения задач государства). В докладе обсуждается необходимость новой общественно-государственной политики в отношении университетов в России и роста «субъектности» университетов.

На примере Сибирского федерального университета предлагается видение перспективного позиционирования федеральных университетов. СФУ должен стать Флагманским университетом макрорегиона «Енисейская Сибирь», взяв на себя роль «фабрики мысли» макрорегиона, центра стратегического консалтинга и проектной экспертизы, центра исследований и инноваций, трансферта технологий, цифровой «когнитивной платформы».

Сибирский федеральный университет может (должен) выступить с инициативой создания Ассоциации ведущих университетов Сибири «Лига кедра» – только консолидируя свои усилия и ресурсы, сибирские университеты могут ответить на современные вызовы, продвигать свои интересы, найти свое место в глобальном научном и образовательном пространстве, существенно повысить качество образования. Бренд «Лига кедра» должен обозначать первоклассное, престижное образование, соответствующее самым современным стандартам.

Текст доклада размещен на экспертно-аналитическом портале «Сибирский Фронтир» в библиотеке открытого проекта «Университеты будущего» и на сайте Центра стратегических исследований и разработок СФУ «Форсайт» в разделе «Аналитические доклады».

Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива : аналит. докл. / под ред. В.С. Ефимова. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. – 112 с.