thumb
Фото: fablabasia.net

РВК продолжает серию постов о мейкерских сообществах и их поддержке по всему миру. Первые два из них рассказывали о сообществах в Китае и Финляндии. Сегодняшний рассказ посвящен движению технических энтузиастов США. Об опыте поддержки мейкерских сообществ в Соединенных штатах подробно рассказывается в исследовании, проведенном РВК и Intel.

Набирать популярность движение мейкеров в Соединенных Штатах начало еще в конце прошлого века. В начале 2000-х годов в США появился первый фаблаб (от анг. fabrication laboratory) — «лаборатория-мастерская», физическое пространство, оснащенное всем необходимым оборудованием для технического творчества. Он был создан в Массачусетском технологическом институте (MIT), где руководитель Центра элементарных частиц и атомов института Нил Гершенфельд решил открыть «народную лабораторию» на основе курса для студентов MIT «Как сделать почти все, что угодно».

С тех пор сеть фаблабов, хакспейсов и других пространств для технического творчества в США невероятно разрослась. В стране появились такие известные сообщества, как Noisebridge (Сан-Франциско), чьи участники стали обладателями наград за лучшие статьи на научных конференциях «Usenix Security Conference» и «CRYPTO». Кроме того, в США работают и сети коммерческих пространств для техэнтузиастов, например TechShop. Это досуговые центры для изобретателей, предоставляющие им круглосуточный доступ к инфраструктуре для реализации их идей.

Важным событием в становлении субкультуры стала Maker Faire — нечто среднее между ярмаркой научных идей и технологическим шоу, где технические энтузиасты, ученые и изобретатели всех возрастов показывают свои разработки. Первая ярмарка прошла в США в 2006 году, организована она была издательским домом Maker Media, выпускающим культовый для сообщества журнал Make. Площадкой для первой ярмарки стал американский город Сан-Матео (Калифорния). Сегодня же фестиваль развился до события мирового масштаба, крупные ярмарки проходят в 22 городах Северной Америки, Европы, Японии, Китая и в Сингапуре, а крупнейшие ярмарки в США — в Сан-Франциско и Нью-Йорке — посетили в 2014 году более 215 тысяч человек.

Экспонат Maker Faire, прошедшей в Сан-Франциско в 2015 году

Большая кампания по поддержке движения технических энтузиастов развернулась в США в 2014 году, когда одна из американских Maker Faire впервые прошла в Белом доме, а 18 июня, день, когда она проводилась, был объявлен в стране Day of Making. На открытии ярмарки президент США рассказал о приоритетных направлениях развития сферы технического творчества. Среди них — создание рабочих мест и новых бизнес-отраслей для работы технических энтузиастов, разработка доступной инфраструктуры для мейкеров и участие энтузиастов в решении актуальных для страны и общества проблем. Затем, в 2015 году, неделя с 12 по 18 июня была объявлена в США National Week of Making. В эти дни ярмарки технических энтузиастов проходили по всей стране: мейкеры регистрировали свои домашние лаборатории и мастерские на специальном сайте, а любой желающий мог найти ближайшую к себе мастерскую и посмотреть, как она устроена и над чем там работают технические энтузиасты.

Президент США Барак Обама на White House Maker Faire2014

Среди мер поддержки движения технических энтузиастов в США — программы Small Business Innovation Research и Small Business Technology Transfer, запущенные одиннадцатью национальными агенствами. Их объем достигает $2,5 млрд. Каждое агентство заинтересовано в развитии профильных для себя технологий: например, NASA спонсирует проекты по переработке и утилизации пластика, используемого в 3D-принтинге. Кроме того, для мейкеров, которые заинтересованы в создании собственного стартапа и продвижении своих разработок на рынке, работает программа Manufacturing Extension Partnership. Она помогает наладить связи с производителями и с их помощью выводить изобретения с уровня DIY до уровня «сделано в США». Еще для изобретателей открыта горячая линия для индивидуальных консультаций: Отделение по патентам и товарным знакам США помогает всем желающим разобраться в вопросах патентования и работы с интеллектуальной собственностью.

В инфраструктуру поддержки DIY-сообществ вкладывается и крупный бизнес, заинтересованный в создающихся там технологиях. Корпорации ищут перспективные «мейкерские» проекты для инвестирования в них через свои венчурные фонды. Организуются специальные программы, обучающие разработчиков использовать продукты компаний для своих изобретений. Так, корпорация NVIDIA организовала программу Embedded Developer Program. Intel запустила Intel Maker — часть Intel Galileo University, где изобретатели могут узнать, как создавать устройства на базе продуктов корпорации. General Electric и компания Local Motors создали партнерство FirstBuild: для работы энтузиастам предоставлены специальные площадки — Microfactory — где те могут придумывать новые решения и быстро выводить их на рынок, в том числе под брендом GE. В рамках проекта было созданы, например, устройство для приготовления пищи Paragon Induction Cooktop и холодильник с функциями для интеграции в «интернет вещей» ChillHub.

Еще один инструмент, который активно поддерживается американским крупным бизнесом, — это краудфандинговые площадки. Важны они, потому что с их помощью изобретатели могут привлекать в свои проекты недостающие для создания прототипов или запуска производства средства. Так, например, та же General Electric вложила $30 млн в Quirky — краудсорсинговую платформу, позволяющую превратить идею в реальный продукт. Корпорация пошла на риск и открыла для членов Quirky-сообщества несколько тысяч своих патентов, выложив их на Inspiration Platform. А Microsoft создала платформу Microsoft Bizspark, позволяющую разработчикам бесплатно работать с продуктами и сервисами корпорации и получать техническую помощь.

Источник: РВК