thumb
Фото: edutainme.ru

Технологии все стремительней трансформируют то, как мы учимся, но меняются ли вслед за этим те, кто нас учит? Информационный портал Edutainme узнали, что пишут о педагогических профессиях ближайшего будущего в экспертных докладах, и нашли восемь футуристических вакансий в образовании, открытых уже сегодня.

Образование занимает все большую долю в нашей жизни. Если раньше мы учились только несколько лет жизни от звонка до звонка, то сегодня все больше людей учатся везде и всегда, используя для этого технологии, раньше доступные только в секретных лабораториях. Вместе с этим меняется и роль педагога. Точнее, учителям приходится осваивать все новые сферы деятельности.

Интернет при правильном использовании превращается в постоянно обновляемый, адаптивный и бесконечный учебник. И написан он не одним человеком (или коллективом авторов из одной институции), а взаимооценивающим обширнейшим сообществом экспертов со всего мира. В этом состоит идея открытых образовательных ресурсов (Open Educational Resources, OER). Сторонники открытого образования считают, что учиться надо не по книге с фиксированным содержанием, а по книге-конструктору, пересобираемой из видео, текстов, игр и прочего, находящихся в свободном доступе. В такой ситуации учитель (как и учебник) перестает выступать в качестве хранилища и репродуктора информации.

Доклад «Перепридумывая роль учителя» посвящен преподаванию в «смешанном» классе, где использование OER фактически приравнивается к очным занятиям. В нем описаны три возможных профессиональных траектории, представляющие альтернативу модели лектор — «говорящая голова».

«Исследователь» избегает традиционную педагогику, пробуя все новые способы преподнести материал. Его преимущество состоит не столько в том, что он пробует все новое, но в том, что он быстро находит слабости текущих способов и сменяет инструменты.

«Интегратор» более тщательно проверяет качество новых ресурсов и инструментов. Не придумывает новых решений, но выбирает существующие методики согласно наблюдениям за успехами и поведением своего класса.

«Путеводитель» выбирает способы подачи материала исходя из пожеланий самих учеников, и поэтому является гарантом получения знаний, а не их источником. Помогает подобрать учебные ресурсы для самостоятельного их изучения, что позволяет одновременно управляться с классом, в котором каждый занят своим делом.

Трансформация образования требует не только качественного изменения учителей, попавших в новые условия, но и одновременно рождает запрос на новые педагогические профессии. Эта ситуация отражена в «Атласе новых профессий», подготовленном АСИ и Сколково. Уже сейчас на стыке IT и образования находятся разработчики учебных онлайн-платформ. Они должны не только разбираться в программировании, но также иметь преподавательский опыт, понимать, как «думает» ученик, чтобы смоделировать его образовательную траекторию при обучении на проектируемой платформе. Те же требования относятся и к геймдизайнерам, выбравшим рынок образовательных игр. На горизонт ближайших двадцати лет есть и более футуристические варианты. Это, например, разработчик индивидуальных образовательных траекторий и тренер состояний сознания, помогающий прокачивать усидчивость, концентрацию и спокойствие для успехов в учебе.

Обе профессии востребованы уже сейчас, когда некоторые одновременно ходят на пары в университете, работают над собственными проектами в фаблабе и слушают онлайн-курсы. При этом все эти разные образовательные форматы остаются рассинхронизированными вместо того, чтобы составлять цельную и осмысленную траекторию обучения. Да и от тренировок состояний сознания едва ли откажутся студенты и школьники, отчаявшиеся побороть прокрастинацию.

Впрочем, нельзя сказать, что педагогические профессии будущего существуют исключительно в докладах и прогнозах. Так, в университете Джорджа Мейсона есть несколько магистерских и аспирантских направлений по образовательным технологиям. Выпускники работают UX-специалистами, ответственными за «геймплей» образовательных платформ и приложений, аналитиками, оценивающими полезность новых сервисов и технологий для учебы, а также учителями-консультантами, способными говорить с разработчиками на одном языке. Такие специалисты востребованы, к примеру, в отделе образования National Geographic. Славная документальными фильмами о дикой природе компания, последнее время производит также онлайн-курсы и образовательные игры. В государственную систему образования же педагоги будущего встраиваются в качестве трендсеттеров, определяющих, какие технологии и сервисы использовать на уровне муниципалитетов.

Чтобы продемонстрировать текущий запрос на педагогов будущего, мы отобрали семь открытых вакансий, размещенных в разделе Jobs ведущего американского edtech-издания EdSurge.

Учитель математики для онлайн-платформы

Платформа CK—12 ищет учителя, который сможет добавлять и редактировать задания по математике. Помимо того, что каждое упражнение должно быть грамотно и ясно сформулировано, все они должны образовывать цельные и согласованные курсы. Обязателен педагогический стаж не менее трех лет. Среди специфических навыков — владение приложениями для редактирования формул и уравнений.

Тематический редактор онлайн-уроков

В Академию Хана требуется человек, владеющий математикой, физикой, биологией и химией старших классов, а также Google документами и формами. Удаленная должность подразумевает просмотр образовательных видео и проставление в них тематических тегов. В первую очередь, цель таких тегов — облегчить навигацию на микроуровне, чтобы ученик легко понимал, на какой секунде включить видеоурок № 34 и послушать о строении зиготы.

Контент-директор образовательной платформы

В круг обязанностей такого специалиста входит оценка учебных материалов, взаимодействие с сообществом лояльных учителей, продумывание концептуального строения учебных курсов. Помимо этого необходимо ориентироваться в актуальных исследованиях эффективности различных методов онлайн-обучения. Претендент должен иметь опыт работы учителем (а также применения образовательных технологий непосредственно с учениками в классе), составления оригинальных учебных планов, базовые навыки программирования и графического дизайна.

Преподаватель экспериментального STEM

В экспериментальный учебный центр открыта вакансия для учителя, способного проводить междисциплинарные уроки с уклоном в робототехнику и программирование, использовать на занятиях такие ресурсы, как Codeacademy и Code.org, чтобы воспитать самостоятельно обучающихся школьников. Среди требований: подключать к образовательному процессу родителей и уникальный опыт каждого из студентов, а также показать, что наука — это расследования и эксперименты, а не зубрежка. Опыт преподавания обязателен, опыт работы в компании, связанной с наукой, инженерным делом или компьютерными технологиями желателен.

Коуч в школу смешанной модели

В одну из школ, где очные занятия совмещены с онлайн-учебой, ищут предприимчивого учителя—»путеводителя». Основное отличие коуча от традиционного преподавателя здесь в том, что он не транслирует знания, а сопровождает самостоятельную учебу по электронным ресурсам и тем самым выстраивает индивидуальные образовательные траектории для школьников. Одно из требований — «поддерживать веселую, но полную академических вызовов атмосферу».

Управляющий технологиями в школе

В другую школу требуется посредник между педагогикой и современными технологиями. Основные задачи: анализировать статистику успеваемости по школьной LMS, обеспечивать подключение к интернету, искать и устанавливать образовательные приложения и игры на школьные устройства.

Разработчик пользовательских интерфейсов

В edtech-компании даже программистов и дизайнеров ищут с опытом преподавания за плечами. Так что технологии не отнимают хлеб у учителей, а, напротив, открывают новые возможности для самовыражения в рамках профессии.

Источник: Информационный портал EdutainMe