thumb
Фото: bc.edu

Весной 2015 года вышла русскоязычная версия ежеквартального информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США), содержащего научные разработки и статьи о важных изменениях в области высшей школы на примере локальных, региональных и международных кейсов. В данном номере, помимо традиционных статей, опубликована серия мини-эссе, подготовленных современными специалистами в области высшего образования.

Автор одной из публикаций, сосекретарь Министерства кадрового развития и предпринимательства Индии Паван Агарвал в своем мини-эссе «Высшее образование в ближайшие два десятилетия: взгляд из страны развивающегося мира» делает вывод о том, что в контексте изменений, которые произойдут с вузами, можно с уверенностью говорить о том, что их количество значительно возрастет. Университетская монополия на создание и распространение нового знания будет размыта за счет появления на рынке новых типов игроков. Различия между некоммерческими учреждениями и теми, которые нацелены на извлечение прибыли, начнут стираться. Планируемое функциональное разделение университетов приведет к их большей концентрации на обучении и науке. Неизбежно произойдет изменение коллегиальных подходов к управлению университетами на менеджериальные.

Системы высшего образования разных стран находятся на различных этапах развития. В то время как в большинстве развитых стран система высшего образования давно сложилась и любой гражданин имеет возможность поступить в вуз на основе общих правил, системы высшего образования развивающихся стран за счет расширения частного образовательного сектора в течение двух последних десятилетий пережили резкий рост. Основная задача этих стран на ближайшие два десятилетия — консолидация системы и повышение качества образования, а не дальнейший количественный прирост. С повышением государственных расходов на высшее образование правительства все больше будут стремиться переложить затраты на плечи студентов и их родителей. А развитие онлайн-образования приведет к повышению доступа к знанию и предоставит практически универсальные возможности доступа к высшему образованию даже в удаленных и самых неблагоприятных районах. В то время как реальные различия в качестве образования между вузами будут стираться, конкуренция между ведущими университетами будет усиливаться, особенно в вопросах репутации. Высшее образование будет охватывать все большее число людей и станет значительно более глобальным, но при этом произойдут некоторые значимые изменения. Сегодня успешными считаются страны, которым удается привлечь множество иностранных студентов или открыть зарубежные филиалы своих вузов. В будущем придет понимание того, что это вовсе не игра с нулевой суммой и что даже те государства, откуда многие люди уезжают учиться за границу, в результате выигрывают за счет получения доступа к высококачественному высшему образованию.

В будущем взаимодействие преподавателя и студентов, по мнению эксперта, будет основано на новой образовательной парадигме. Нас ждет смещение акцента с содержания образования на новые методы педагогической работы, в которых немаловажную роль будут играть новые технологии и аналитика. Пока влияние технологий на образовательный процесс не слишком заметно, однако оно значительно усилится в ближайшие два десятилетия. Даже в условиях большого числа учащихся обучение будет устроено с учетом индивидуальных потребностей и предпочтений студентов. Они будут в большей степени вовлечены в практико-ориентированное и интерактивное обучение, нацелены на саморазвитие и обучение не только у преподавателей, но и у окружающих их сокурсников.

Полная версия выпуска International Higher Education