thumb

По прогнозам, мировой рынок EdTech, объем которого сегодня равен $165 миллиардам, ежегодно будет увеличиваться более чем на 5%. Одним из наиболее быстрорастущих региональных рынков в онлайн-образовании стала Восточная Европа, а ее лидером — Россия. Эксперты утверждают, что среднегодовой рост российского онлайн-образования в ближайшие пять лет составит 20%.

6 сентября выходит в свет полная версия системного исследования российского рынка онлайн-образования, проведенного «Нетологией-групп», при участии НИУ ВШЭ, ФРИИ, ФОМ, comScore и East-West Digital News. Работа отражает ситуацию на мировом рынке онлайн-образования, выделяет основные тенденции его развития, а также представляет детальный анализ российского EdTech. В новом издании исследования эксперты проанализировали два значимых сегмента EdTech — корпоративное образование и языковое образование, а также составили рейтинг крупнейших игроков индустрии.

Согласно новым данным, объем рынка российского образования в 2016 году составил 1,8 трлн рублей. В то же время проникновение в него онлайн-технологий находится на уровне 1,1% (20,7 млрд руб.) и за ближайшие пять лет обещает вырасти до 2,6% или 53,3 млрд руб.

Наиболее «денежными» сегментами онлайн-рынка сегодня являются дополнительное профессиональное (7 млрд рублей в 2016 г.) и высшее образование (6,8 млрд рублей в 2016 г.). Сегодня частные компании и крупные университеты предлагают тысячи онлайн-курсов по прикладным специальностям. Движимые желанием обрести новые знания в максимально короткие сроки и в условиях рабочего графика, 10% россиян, нацеленных на получение дополнительного образования, выбирают вебинары и skype-практикумы. Средний чек за обучение в этом сегменте составляет 15 тыс. руб. в год. Студенты пользуются технологиями, чтобы освоить программу высшего образования, и здесь чек уже вырастает до 42,6 тыс. руб.

Стремительно растет рынок услуг частного школьного образования: по прогнозам, за пять лет его объем увеличится до 41 млрд рублей в год. Что показательно, 59% родителей в той или иной мере допускают, что их ребенок будет получать образование онлайн. Чаще всего российские школьники используют онлайн-обучение, чтобы подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. В 2016 году на этот сегмент приходилось 3,6 млрд руб.

Россияне проявляют большой интерес к изучению языков. Общий объем аудитории рынка языкового обучения в возрастной группе от 25 до 64 составляет 2% от всего населения страны или больше 1 млн человек. Из них 89% изучают английский язык. Ожидается, что к 2021 году объем российского рынка языкового обучения вырастет до 24,6 млрд рублей, в то время как его онлайн-доля, равная сегодня 7% или 2,2 млрд руб., увеличится до 10,7%. В 2016 расходы россиян на онлайн-репетиторов и веб-курсы остановились на отметке в 3 600 рублей в месяц.

С 2014 года совокупные инвестиции в российские образовательные проекты составили по меньшей мере $36,8 млн — с учетом 66 сделок, данные о которых открыты и доступны. «Флагманы EdTech в России растут по выручке до двух-трех раз в год. Мы на пороге фазового перехода: вслед за “ранними последователями” дистанционные технологии обучения примет и начнет активно использовать массовый пользователь», — утверждает Максим Спиридонов, сооснователь «Нетологии-групп», принявшей участие в исследовании. Его компания оказалась лидером по привлеченным инвестициям и сегодня является одной из крупнейших в онлайн-сегменте.

«Образовательный контент и инструменты обучения переходят в онлайн, развиваются и смешанные формы, использующие лучшее из онлайн- и офлайн-подходов. С трендом life long learning рынок онлайн-образования будет только расти. В последние два года мы наблюдаем бум проектов в этой сфере, однако, многие проекты копируют друг друга. Есть некоторые сложности с монетизацией проектов, особенно это касается российского рынка, где люди не привыкли платить за контент. Чтобы создать конкурентный бизнес, стартапам нужно сконцентрироваться на поиске  альтернативных моделей монетизации, это самая сложная задача», — описывает ситуацию Маргарита Зобнина, директор департамента экосистемных проектов ФРИИ.

Недавно несколько российских стартапов в сфере образовательных технологий с базой клиентов до нескольких миллионов человек заняли прочные позиции на международном рынке. Среди наиболее заметных — Coursmos, Easy Ten и Preply, а также iSpring в корпоративном секторе. По данным экспертов, 2016 год ознаменовался поглощением стартапа GeekBrains компанией Mail.ru Group, а также объявлением об инвестиционной программе в размере нескольких десятков миллионов долларов издательством «Просвещение».

С краткой и полной версиями исследования можно ознакомиться по ссылке

Источник: сайт ВШЭ