thumb
Фото: asi.ru

Соответствующее письмо на имя президента Банка развития стран БРИКС Кундапура Каматха подписали участники рабочей группы по кадрам (Skills Development Working Group) на заседании Делового совета БРИКС, прошедшем в Центре международной Торговли 6 апреля 2016 года.

Идея создания фонда была проработана в июле прошлого года в ходефорсайт-сессии, на которой обсуждались перспективы международного взаимодействия и кооперации стран БРИКС. Участники форсайта тогда единодушно признали дефицит долгосрочного финансирования и недостаток квалифицированных специалистов для реализации крупных инфраструктурных проектов на территориях стран содружества. Создание фонда сможет обеспечить поддержку в виде грантов либо софинансирования проектов по развитию различных современных форматов профессионального образования.

Накануне заседания Делового совета БРИКС 5 апреля прошла конференция «Развитие профессионального образования в странах БРИКС», где обсуждались инициативы кадрового обеспечения промышленного роста в странах международного содружества на горизонте 1-3-5 лет. Участники БРИКС представили свои лучшие практики.

Развитие профобразования в Индии — одно из ключевых приоритетов в политике страны. По демографическим прогнозам к 2025 году почти одну пятую трудоспособного населения (18,3%) в мире будет представлять Индия. В настоящее время в стране 93% населения работают в неорганизованном секторе и приобретают профессиональные компетенции через неофициальные каналы. Для решения этой проблемы в середине 2015 года Правительство Индии запустило программу «Pradhan Mantri Kaushal Vikas Yojana», согласно которой, после успешного завершения обучения участникам будет предложено материальное вознаграждение и государственная сертификация, которая поможет им в трудоустройстве. Программа направлена на стандартизацию сертифицированных кадров и создание реестра компетенций.

В Бразилии действует национальная служба производственного обучения SENAI, в которую входит более 700 школ. В активе службы более 3 тысяч образовательных курсов для 28 направлений промышленности. Через эту систему профессионально-технического обучения каждый год проходит около 3 млн студентов и это один из крупнейших образовательных центров в мире. С момента своего создания в 1942 году SENAI подготовила более 64 млн человек. В настоящее время SENAI реализует программу дуального образования по немецкой модели: образовательные курсы финансируются за счет обязательных взносов промышленных предприятий.

Китай активно развивает модель конкурсов профессионального мастерства по системе WorldSkills. С 2011 по 2014 годы правительство поддержало строительство 400 образовательных баз (National Skills Master Studios) и 320 National High-skilled Professionals Training Bases. За это время прошло около 200 национальных соревнований по более чем 300 компетенциям, с охватом более 10 млн учащихся профессионально-технических училищ. Ежегодно правительство субсидирует обучение порядка 20 млн человек.

В ЮАР растет спрос на обучение профессиональных и технических кадров, в 2015 году около 1 млн студентов перешагнули порог образовательных учреждений. Количество учащихся растет быстрее, чем количество преподавателей, соотношение «преподаватель-студент» значительно изменилось: с 1:20 в 2002 году до 1:55 в последние годы. В связи с этим Департамент высшего образования и обучения (DHET) ЮАР, в ведении которого находится система профессиональной подготовки кадров, увеличивает количество образовательных учреждений и развивает формы профобразования. В настоящее время в ЮАР действуют 26 государственных университетов, 50 государственных технических колледжей профессионального образования и подготовки (TVET) и колледжей дальнейшего образования и обучения Further Education and Training (FET), центры базового образования и обучения для взрослых при школах и около 400 зарегистрированных частных колледжей (TVET).

Россия на конференции представила инициативу «Кадровое обеспечение российской промышленности рабочими и инженерами нового поколения в горизонте до 2020 года». В рамках инициативы идет апробация системы дуального образования в 13 регионах страны, 74 региона включились в движение WorldSkills по проведению чемпионатов профессионального мастерства. Россия впервые получила право на проведение в 2019 году в Казани 45-го Международного чемпионата WorldSkills Competition.

Руководитель департамента поддержки кадрового обеспечения промышленного роста направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Екатерина Лошкарева отметила: «Мы очень рады, что продуктивно провели год, добились единого видения и показали наглядно, как могут быть эффективны проекты WorldSkills Hi-tech, Junior Skills, Атлас новых профессий, методика Rapid Foresight для международного сотрудничества».

7 апреля для участников конференции АСИ при поддержке Департамента образования города Москвы и Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» организовало экскурсию в Политехнический колледж N 8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова. Хозяева представили свой опыт работы как лучшую практику по подготовке рабочих кадров, где образовательная система выстроена на опережение – реализуются программы по подготовке компетенций для высокотехнологичных отраслей, учебные классы и мастерские оснащены современным оборудованием, работает роботизированный учебный комплекс, ведется переподготовка педагогических кадров с учетом зарубежного опыта.

В работе конференции приняли участие главы национальных частей группы: Фредерико Ламего де Тексейра Соарес, руководитель международного департамента Бразильской национальной Промышленной конфедерациии (Бразилия); Павел Лукша, профессор Московской Школы Управления «Сколково» (Россия); Скоба Мишра Гош, директор Федерации индийских торгово-промышленных палат (Индия); Лью Дженьюингисполнительный директор Китайской Ассоциации машиностроения и строительных материалов (Китай); Бабхалази Булунга, HR директор Международной корпорации Adcorp, (Южная Африка).

СПРАВКА

Skills Development Working Group — это одна из семи рабочих групп Делового совета стран БРИКС. В зоне ее ответственности — преодоление разрыва между потребностями быстрорастущих экономик БРИКС и качеством профессионального образования в этих странах, обмен лучшими практиками в сфере подготовки кадров. Ключевая задача рабочей группы — формирование общего видения развития компетенций будущего и разработка совместных проектов.

Напомним, что с февраля 2016 года председательство в межгосударственном объединении БРИКС перешло от России к Индии. За время российского председательства были проведены совместные мероприятия, направленные на развитие профессиональных компетенций в странах БРИКС:

  • Проведена форсайт-сессия по подготовке кадров в странах БРИКС (июль 2015 года, Москва).
  • Эксперты стран БРИКС провели совместные мероприятия в рамках 43-го международного чемпионата по профессиональному мастерству Worldskills Competition-2015 (август, Сан Пауло, Бразилия).
  • Руководители проектов в области образования стран БРИКС приняли участие во втором Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills (WorldSkills Hi- Tech и обменялись лучшими практиками развития WorldSkills Hi- Tech, Junior Skills (ноябрь 2015 года, Екатеринбург).
  • Разрабатываются материалы для создания Атласа новых профессий стран БРИКС.
  • Запланировано проведение смены Junior Skills в лагере «Океан» для БРИКС (с 15 июля по 3 августа 2016 года).