thumb
Фото: guides.library.stonybrook.edu

В Библиотеке открытого проекта опубликована статья А.Г. Моргуновой, предметом изучения которой является университет как специфический социальный институт. При использовании методологии институционального анализа университет интерпретируется как исторически конкретная форма бытия интеллектуальной элиты.

История культуры, по мнению автора, как показывает анализ, содержит в себе свидетельства того, что все известные нам исторические формы институционализации бытия творческой элиты, в качестве одной из терминальных ценностей которой всегда было познание и понимание Целого, включали в себя в обязательном порядке диалогическую компоненту, что никак не может рассматриваться как случайность.

Именно способность сделать подлинной встречу двух людей, вступающих в диалог, лежит в основе креативности, и именно люди, «благословенные даром разговора», по выражению Гадамера, в свое время оказались способными кардинально изменить мир, как это сделали Конфуций и Гаутама Будда, Иисус и Сократ. В университетской культуре необходимость диалога осознана давно как первейшее условие творчества и продуктивного обучения. Там и тогда, где и когда диалог в непосредственной форме с живым компетентным собеседником становился невозможным, находились паллиативные либо сублимативные формы диалога, благодаря чему преодолевались препятствия на пути к диалогу как одному из условий сохранения креативности и самореализации.

В целом реализация указанных выше функций и делает возможным создание универсума культуры, поддержание его феноменальной целостности, непрерывности и преемственности во времени, трансляцию продуктов творческой деятельности и процедур их порождения, в конечном итоге сохранение и воспроизводство интеллектуального потенциала сообщества.

Основными особенностями описанных выше первичных функций являются их подлинный ценностно-самодостаточный характер, интимная связь с бессознательным и иррациональным, равностатусность и свобода выбора в качестве условий творчества, депривация в контексте неравностатусности либо давления авторитета, не обладающего харизмой. За счет первичных функций осуществляется поисковая активность творческого меньшинства, целью которой становится «обретение ясности», по выражению К. Ясперса.

Вторичные функции интеллектуальной элиты весьма тесно связаны с обширным комплексом социальных ролей и статусных позиций. Они возникают и укрепляются, с одной стороны, в связи с включенностью данной социальной группы в систему внешних социальных отношений, а с другой – в связи с необходимостью внутригрупповой дифференциации. В отличие от первичных функций, вторичные носят целевой, прагматически-инструментальный характер, базируются на распределении прав, обязанностей и ответственности внутри конкретной социальной группы и являются основой для процессов локальной внутриинституциональной социализации индивида и интернализации легитимированных ранее норм и ценностей. Важно отметить, что вторичные функции потому вторичны, что они, хотя и вытекают из первичных функций, все же в первую очередь имеют отношение к институциональным аспектам существования той или иной социальной группы. Они с самого начала вплетены в процесс институциализации, иногда даже в ущерб институциализации первичных функций, являющихся базовыми.

Завершая анализ функций университета, отметим, что важнейшим условием обеспечения необходимого уровня каждой из них является их глубокое и взаимное проникновение, тесная взаимосвязанность. Указанные функции должны персонифицироваться в одном лице – преподавателе университета, для которого приоритетом выступает деятельность по производству знания, научно-исследовательская работа, ориентированная преимущественно на фундаментальные исследования.

Моргунова А.Г., Носков Э.Г. Университет: опыт институционального анализа / Основы экономики, управления и права №5 (5),  2012