thumb

В Сибирском федеральном университете реализуется открытый проект«Университеты будущего». В рамках этого проекта в 2016-2017 гг. учеными университета подготовлен пакет статей о перспективах развития университетского образования. В работах делается попытка построения системных философско-методологических представлений об университете как социальном институте, даны характеристики поколений университетов и описание контуров Университета 4.0, проанализированы особенности трансформации университета. В качестве инструмента анализа используются философские категории «деятельностное – социальное – антропологическое».


Результаты работ позволяют по-новому осмыслить происходящие в университетах изменения и определить перспективы развития университетов/

The future of higher school in Russia: missions and functions of universities. Valerii Efimov, Alla Lapteva, Vera Dadasheva / Proceedings of INTED2016 Conference
The article presents Foresight results concerning future of Russian higher school in the context of world and Russian economic, technological and socio-cultural trends that determine higher school prospects in the time horizon to 2030. Large-scale Delphi survey with participation of 730 experts from 39 cities in Russia was conducted within the project. Expert survey has obtained data that reflect professional community vision about options for higher education future in Russia. New variants of higher school mission and functions have been identified based on Delphi survey.

Ефимов В.С., Лаптева А.В. Фазовые трансформации и будущее университетов: философско-методологический анализ. Университетское управление: практика и анализ. № 106 (6) 2016. С.146-158. DOI 10.15826/umj.2016.106.068
Университет рассматривается как социальный институт, обеспечивающий процессы воспроизводства и развития социума. Происходящие в настоящее время изменения университетов интерпретируются в логике фазовой трансформации – как аспект постиндустриального перехода. Выделены четыре «поколения» университетов, соответствующие доиндустриальной, индустриальной, постин- дустриальной и когнитивной фазам.

Alla V. Laptevа and Valerii S. Efimov New Generation of Universities. University 4.0 / Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 11 (2016 9) pp. 2681-2696. DOI: 10.17516/1997-1370-2016-9-11-2681-2696.
The ongoing changes in universities are considered in the logic of change of socio-economic development phases – as an aspect of the post-industrial transition. The content of the society and university development phases is comprehended through a set of categories: “the activity-oriented – the social – the anthropological”. The article identifies four “generations” of universities relevant to the pre-industrial, industrial, post-industrial and cognitive phases. In order to analyze transitions from one generation to another the authors use a model “overcoming – positing – deployment” (forms of activity, institutional forms, forms of consciousness and thinking, pictures of the world). The article also discusses features of the future University – University 4.0

Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: философско-методологический анализ. Университетское управление: практика и анализ. Т. 21, №1, 2017. С. 16-29. DOI 10.15826/umpa.2017.01.02
Представлены характеристики четырех поколений университетов, соответствующих различным фазам развития общества: доиндустриальной Университет 1.0; индустриальной – Университет 2.0; постиндустриальной – Университет 3.0; когнитивной – Университет 4.0. Переходы от одного поколения университетов к другому анализируются с помощью схемы «преодоление – полагание – развертывание» форм деятельности, сознания и мышления, картин мира, институциональных форм и др. Происходящие в настоящее время изменения университетов интерпретируются в логике фазовой трансформации – как аспект разворачивающегося постиндустриального перехода. Обсуждаются особенности университета когнитивной фазы – Университета 4.0.

Статьи размещены в библиотеке проекта и на сайте Форсайт в разделе Статьи ЦСИР СФУ