thumb
Фото: umj.ru

Новый номер журнала «Университетское управление: практика и анализ» посвящен тенденциям изменения системы управления университетами. В редакционной рубрике журнала — интервью главного редактора А. Клюева с профессором Даницей Пург – первым и действующим президентом IEDC – Bled School of Management (Словения), соучредителем и президентом ассоциации по развитию менеджмента CEEMAN, объединяющей более 200 университетов и бизнес-школ из 55 стран мира.

Интервью с экспертом посвящено проблемам, перспективам, рискам и эффективным решениям в сфере образовательного менеджмента. По мнению Л.Пург, Университеты всегда сталкиваются с дилеммой равновесия между требованиями основного источника финансирования своей деятельности, то есть министерства образования, и необходимостью внедрения жизнеспособного эффективного менеджмента и лидерства. Стиль и практика менеджмента определяются компромиссом между бюрократическими требованиями и требованиями эффективности. Также профессор предположила, что существующее разделение обязанностей в системе управления университетом в будущем не претерпит существенных изменений. Совет попечителей сохранит свою роль заинтересованной стороны, а наблюдательный совет, предпочтительно состоящий из внешних экспертов с различным управленческим опытом, продолжит наблюдать за «коммерческой деятельностью», то есть за работой президента и его команды. Наблюдательный совет также будет принимать активное участие в стратегическом развитии университета с предпринимательской точки зрения – например, предоставлять консультации и одобрение по образовательным и научным амбициям и планам.

Помимо интервью с экспертом, в свежем номере представлены следующие материалы:

  • В статье Пак Д.Ю., Пак Ю.Н., Погребицкой М.В. «Институциональные аспекты модернизации высшей школы Казахстана» описаны институциональные аспекты модернизации казахстанской высшей школы в контексте интеграции в мировое образовательное пространство в соответствии с параметрами Болонского процесса. Предметом исследования являются стратегические решения и организационные подходы к модернизации казахстанской высшей школы в контексте реализации задач, обозначенных в Государственных программах развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. и индустриально-инновационного развития.
  • Статья Антропова В.А., Шеломенцева А.Г. «Планирование научно-исследовательской работы на университетской кафедре» носит концептуальный характер и посвящена проблемам организации планирования эффективной научно-исследовательской работы в университетах России. Статья содержит острые дискуссионные вопросы в части механизмов функционирования систем организации и взаимодействия научных исследований на уровнях: университета, факультета, кафедры, творческих коллективов. Целью представленных в статье материалов является предложение нового подхода по организации и планированию научных работ, основанное, с одной стороны, на имеющемся опыте в этой сфере, с другой — на требованиях, которые диктуются новыми реалиями функционирования и развития высшей профессиональной школы.
  • В материале Васецкой Н.О., Федотова А.В. «Управление трансформацией научных результатов как механизм повышения эффективности научных исследований» рассматривается совершенствование механизмов формирования тематики научных исследований и структуризации научных организаций по содержанию и результатам проводимых исследований. Основной целью статьи является разработка нового механизма управления научными исследованиями, основанного на их классификации по критерию применимости полученных результатов и обеспечивающего массовое внедрение конечных результатов научных исследований в экономическую и социальную сферы страны.
  • Статья Бедрачук И.А., Митиной О.В. «Эффективный контракт с преподавателем как инструмент повышения эффективности деятельности вуза» описывает опыт организации управления вузом с позиции повышения эффективности его деятельности через организацию системы трудовых отношений. Являясь кейсом, статья раскрывает суть реализованных управленческих технологий на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Целью данного кейса является описание подходов к заключению трудовых договоров в форме «эффективных контрактов» для обмена опытом с другими вузами.
  • Цель статьи Лазарева Г.И., Лазарева И.Г., Мартыненко О.О. «Новые стратегии вуза в развитии кадрового потенциала» — обобщить опыт регионального вуза в области кадрового менеджмента в условиях новых требований, предъявляемых к эффективности российских вузов; предложить организационные решения, направленные на изменение содержания и структуры деятельности профессорско-преподавательского состава и реализацию практико-интегрированного обучения; проанализировать результаты внедрения и трансформации мотивационных систем, основанных на рейтинговой оценке работы профессорско-преподавательского состава.
  • Статья Прокопенко С.А. «Балансирование интересов преподавателей и повышение качества обучения в университете» носит концептуальный характер. Ее целью является исследование причин возрастания конкурентной напряженности в кафедральных коллективах российских университетов и разработка методов разрешения противоречий между разновозрастными составами преподавателей для повышения качества обучения студентов. Исследование проведено на основе выявления и изучения диалектического противоречия между молодым и «зрелым» составами сотрудников университетских кафедр. Рассмотрены также противоречие между качеством и количеством преподавательской функции и его трансформация в течение жизни преподавателя.
  • Статья Гореловой О.Ю., Юдкевич М.М. «Академический инбридинг: причины и последствия» представляет собой аналитический обзор академических исследований, посвященных практике найма вузами своих выпускников. Статья представляет собой авторский переработанный перевод главы «Academic Inbreeding: State of the Literature» из книги Academic Inbreeding and Mobility in Higher Education. Global Perspectives / ed. by Maria Yudkevich, P. G. Altbach, L. E. Rumbley. Palgrave Macmillan, 2015. Целью работы является систематизация и обсуждение причин, последствий и возможных методов борьбы с инбридингом, который чаще всего рассматривается как практика, связанная с противоречивыми последствиями для вуза и академической системы в целом.
  • Статья Савицки С. «Факторы, влияющие на студентов, занимающихся списыванием» носит исследовательский характер. Цель исследования: выявить проблему мошенничества студентов при обучении в вузах, а также отношение студентов к мошенничеству и некоторые корреляции, установить более широкие причинно-следственные связи этой ситуации. Эти цели автор реализовал посредством исследований на выборке из 537 респондентов — студентов словацких вузов различных направлений подготовки.
  • Статья Меренкова А.В., Шаврина В.С. «Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов» относится к категории исследовательской, целью ее является раскрытие общего и особенного в представлениях студентов вузов и работодателей о востребованном в настоящее время на рынке труда молодом специалисте. Цели и задачи реализуются на основе методологии изучения системы детерминации профессиональных ориентаций и установок обучающихся в вузе, направленностью, содержанием приобретаемых на учебных занятиях знаний, умений от преподавателей, а также собственным поиском студентами способов успешной адаптации к требованиям современного рынка труда.
  • В статье Сидорина А.В., Сидорина В.В. «Этический кодекс вуза как основа корпоративной культуры технического университета. Типовая модель» представлены результаты исследования состояния, в котором на сегодняшний день находятся разработка и внедрение в структуру управления вузами этических кодексов как одного из основополагающих документов корпоративной культуры любого образовательного учреждения. Анализ известного опыта создания этических кодексов позволяет сделать вывод, с одной стороны, о их востребованности в качестве регуляторов взаимоотношений всех групп участников образовательного процесса, а с другой — об отсутствии единых подходов и рекомендаций по их формированию. Цель настоящей работы заключается в разработке типовой модели этического кодекса, которая должна содержать общие, «универсальные» для всех образовательных учреждений поведенческие ориентиры и вместе с тем создавать возможность для разработки на ее основе «персонифицированных» кодексов того или иного вуза, учитывающих все присущие ему особенности.