thumb
Фото: slideshare.net

24 ноября 2015 г. вышел в свет очередной ежегодный обзор основных показателей ОЭСР в сфере образования. В предлагаемой Вашему вниманию публикации исследуются проблемы взаимосвязи контекстуальных факторов, политики в области образования и качества образовательных результатов. Проведенный анализ подкрепляется статистическими данными, полученными из стран-членов ОЭСР и стран-партнеров ОЭСР.

Публикация подготовлена отделом анализа и индикаторов Директората по образованию ОЭСР при участии Секретариата по образованию и Центра по исследованиям и инновациям в образовании ОЭСР.

Обзор содержит четыре главы: эффективность образовательных учреждений, образование и социальный контекст; финансовые и человеческие ресурсы, инвестируемые в образование; доступ к образованию, участие в образовательном процессе; переход по уровням системы образования; образовательная среда и система организации процесса обучения в школах.

Помимо статистической информации и ее анализа, в публикации приводятся определения ключевых используемых терминов и методология проводимого исследования, описываются характеристики образовательных систем и дается библиография к каждой главе.

Матрица описания индикаторов:

  • дифференцирует акторов в образовательных системах: учащихся, учителей, образовательные среды и инфраструктуры учебных заведений, поставщиков образовательных услуг и образовательную систему в целом;
  • группирует индикаторы согласно их характеристикам: в зависимости от того, относятся ли эти индикаторы к результатам обучения, уровням систем образования или факторам, способствующим достижению высоких результатов обучения или, наоборот, препятствующим достижению этих результатов;
  • определяет политический контекст, к которому относятся эти индикаторы, при этом выделяя три основных аспекта: качество образовательных результатов и образовательный процесс; проблемы равенства образовательных результатов и образовательных возможностей и эффективность управления ресурсами в системе образования.

 Таблица 1 Матрица представления индикаторов

1. Образовательные результаты

2. Контекст, формирующий образовательные результаты

3. Условия, влияющие на выработку образовательной политики

I. Индивидуальные участники образовательного процесса

1.I. Качество образовательных результатов отдельных учащихся

2.I. Индивидуальное отношение к обучению и преподаванию

3.I. Социально-экономическое положение отдельных учащихся и преподавателей

II. Образовательная среда

1.II. Качество обучения

2.II. Педагогика, методы обучения, климат в классе

3.II. Условия обучения учащихся и условия работы преподавателей

III. Поставщики образовательных услуг

1.III. Эффективность работы образовательных учреждений

2.III. Организация деятельности и образовательная среда в школе

3.III. Характеристики поставщиков образовательных услуг и  сообществ

IV. Образовательная система в целом

1.IV. Общая эффективность образовательной системы

2.IV. Общесистемная образовательная среда, выделение ресурсов на образование и политика в области образования

3.IV. Национальный, образовательный, социальный, экономический и демографический контексты

Акторы в образовательной системе

Хотя задачей ОЭСР является оценка эффективности систем образования в целом, а не сравнение отдельных образовательных учреждений, очевидно, что многие важные черты развития и функционирования образовательных систем, а также их влияние на образовательный контекст могут быть оценены через деятельность отдельных учреждений и участников образовательного процесса. В соответствии с этим различают макро, мезо и микро уровни образовательных систем:

  • образовательная система в целом;
  • образовательные учреждения и поставщики образовательных услуг;
  • инфраструктура образовательных учреждений;
  • индивидуальные участники образовательного процесса.

При анализе данных индикаторов необходимо обращать внимание на то, что один и тот же индикатор может по-разному проявляться на различных уровнях образовательных систем.

Индикаторы результатов образования, уровней образовательных системсгруппированы следующим образом:

  • индикаторы, демонстрирующие результаты деятельности образовательных систем, так же как и индикаторы, описывающие влияние знаний и навыков на индивидов, общества и экономики;
  • индикаторы, относящиеся к политическому контексту, описывающие факторы, формирующие образовательные результаты на различных уровнях образовательных систем;
  • индикаторы, относящиеся к различным уровням образовательных систем, описывающие факторы, определяющие или препятствующие достижению образовательных результатов.

Политические аспекты

Эти индикаторы группируются следующим образом:

  • качество образовательных результатов и образовательного процесса;
  • равенство образовательных результатов и образовательных возможностей;
  • результативность и эффективность управления ресурсами в системе образования.

 

 

Источник: новости Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ