«Миссия университета: вызовы современности»

В эпоху развертывания индустриальной фазы развития общества высшая школа выполняла миссию «кузницы кадров», предоставляя необходимые для различных отраслей промышленности, услуг и социальной сферы высококвалифицированные инженерные, управленческие, медицинские, научные и т.д. кадры. Для стран, находящихся в ситуации постиндустриального перехода, в которых формируется «экономика знаний», «когнитивное общество», актуальными становятся новые варианты миссии высшей школы.

В ситуации России новая миссия высшей школы может стать основой для нового ее позиционирования, для «разворота» различных ресурсов общества в пользу развития высшей школы. Экспертами в настоящее время формулируется тезис о том, что миссия высшей школы должна быть «опережающей» по отношению к обществу, а не просто соответствовать его текущим нуждам и запросам. Например, это может быть миссия «института развития общества», который создает новые виды деятельности, новые технологические решения, стратегии развития; это может быть миссия института, который формирует человеческий, интеллектуальный потенциал страны для перехода к «экономике знаний».

В период неопределенности и «межвременья», когда волна индустриального развития «исчерпана», а волна инновационного, когнитивного развития еще не развернута, высшая школа может восприниматься как институт, который стабилизирует общество и должен «связать» неиспользуемую человеческую активность – занять время молодежи и части взрослых (преподавателей), а в будущем, с ростом продолжительности активной жизни, также и пенсионеров. Таким образом, есть целый спектр возможных миссий высшей школы в будущем, и вопрос заключается в их ценности, востребованности обществом, их перспективности для самой высшей школы.

ОПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Миссия университета: красивая декларация или форма мобилизации?
  2. Какой может быть миссия университета в постиндустриальном обществе?
  3. Как существует миссия университета, как проявляется и определяет деятельность университета?
  4. Миссия университета: универсальная сущность или культурно-историческая определенность?
  5. Какие миссии реализуются российскими университетами? Описание прецедентов?
  6. Миссия университета и функция университета – ключевые отличия?