Что такое «Открытый проект»? Основные задачи открытого проекта

Проблематика открытого проекта «Университеты будущего»

Формат открытого проекта – основные разделы, структура библиотеки

Участие в открытом проекте

ЧТО ТАКОЕ «ОТКРЫТЫЙ ПРОЕКТ»? ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО ПРОЕКТА

Открытый проект – новый формат организации исследовательской и экспертно-аналитической работы (виртуальная фабрика мысли) на основе современных ИКТ решений. Проект реализуется на программной платформе экспертно-аналитического портала «Сибирский фронтир».

Задачи открытого проекта

  • Расширение сотрудничества, формирование сообщества исследователей, практиков и экспертов, заинтересованных в развитии университетов и построении перспективных моделей университета будущего.
  • Аккумулирование наиболее интересных и содержательных научных работ, программных документов, экспертных текстов по тематике проекта; формирование библиотеки проекта и предоставление пользователю возможности целостного, разностороннего и глубокого видения существующей ситуации и перспектив развития университетов.
  • Разворачивание научных и экспертных дискуссий по тематике проекта; инициирование сотрудничества исследователей по темам и проблемам, важным для понимания и выстраивания будущего университетов.
  • Построение карты проблем и задач как инструмента координации научных исследований и прикладных разработок в отношении современной ситуации университетов и перспектив их развития.

ПРОБЛЕМАТИКА ОТКРЫТОГО ПРОЕКТА «УНИВЕРСИТЕТЫ БУДУЩЕГО»

Происходящие в современном мире социально-экономические, технологические и социокультурные трансформации вызывают появление новых типов университетов. Расширяется и усложняется комплекс функций университета как социального института; университет становится площадкой развертывания экономических и неэкономических связей и отношений, которые будут характерны для формирующегося «когнитивного общества». В данных условиях оформляются новые общественные потребности: 1) массовое образование молодежи и взрослых (общекультурное и профессиональное); 2) производство технологических, социальных, управленческих, культурных инноваций; 3) обеспечение информационной и смысловой связности систем большого масштаба, таких как профессиональное сообщество, страна, глобальное человечество. Именно университеты могут стать институтом, который будет решать эти значимые для общества задачи поскольку исторически они возникли и развивались как институциональная форма интеллекта в обществе. Из «обслуживающей» позиции, связанной с подготовкой кадров для экономики и социальной сферы, выполнением исследований и разработок по заказам государства и бизнеса, университет переходит в позицию ключевого субъекта развития, обеспечивающего формирование экономических кластеров когнитивного общества.

Университеты уже трансформируются навстречу когнитивному обществу: 1) разграничиваются массовое потоковое образование (бакалавриат) и элитарное (магистратура, аспирантура); 2) разворачивается дистанционное образование, формируются исследовательские и проектные сети; 3) создаются «рои» инновационных предприятий; 4) университеты проводят активную информационную политику в интернете и создают собственные телевизионные каналы и т.д. Изменяются приоритеты инвестиций в развитие университетов: не столько в строительство зданий, оборудование лабораторий и т.п., сколько в развертывание новых деятельностей, которые усиливают позиции университета в новой ситуации. Современный университет ведет себя во многом как инновационный бизнес на конкурентном поле, разрабатывая и реализуя соответствующие стратегии.

Исследования и разработки открытого проекта направлены на создание системного знания об «идеальных типах», социальных функциях и моделях развития университетов в ситуации постиндустриального перехода, цифровой революции и формирования «когнитивного общества». При этом важно определить ключевые элементы государственной политики в России в отношении высшей школы, которая должна обеспечивать опережающее развитие российских университетов.

Ожидаемые результаты открытого проекта:

  • концепт (модель) изменений университета как социального института в ситуации постиндустриального перехода и становлении когнитивного общества;
  • характеристика основных вызовов, возникающих перед университетами, варианты «заданий на развитие» университетов;
  • характеристика моделей развития университетов и «инвестиций в развитие», связанных с развертыванием новых деятельностей;
  • описание способов реализации ключевых функций университета в современной ситуации, обоснование критериев и индикаторов реализации данных функций;
  • оформление системного видения будущего университетов в XXI столетии в контексте существующих трендов и новых вызовов.

ФОРМАТ ОТКРЫТОГО ПРОЕКТА – ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ, СТРУКТУРА БИБЛИОТЕКИ

Основные разделы открытого проекта:

  • О проекте
  • События проекта
  • Команда проекта
  • Экспертный дискурс
  • Карта проблем и задач
  • Эксперты проекта
  • Библиотека проекта

Структура библиотеки проекта:

Типы текстов

  1. Концептуальные тексты – тексты, представляющие значимые идеи, научные или политические/практические концепты в рамках тематики проекта.
  2. Исследования и аналитика – научные статьи, аналитические доклады, монографии, подборки статистических данных и др.
  3. Экспертные тексты – публикации, выражающие личные позиции, обоснованное личное видение экспертами ситуации и перспектив развития университетов.
  4. Официальные документы – стратегии и программы федеральных и региональных органов власти, международные, российские и региональные нормативно-правовые документы.

Содержательные тематические фокусировки текстов (особый тип рубрик)

  1. Глобальные и страновые тренды. Тексты, в которых представлены изменения внешних условий – политические, экономические, культурные тренды, способные значимым образом повлиять на развитие университетов.
  2. Когнитивная антропология. Тексты, в которых обсуждаются антропологические изменения, связанные с когнитивной перспективой – характеристики человека будущего, его отличия от человека индустриального общества.
  3. Институциональное развитие. Тексты, в которых представлены особенности трансформации университета как института когнитивного общества – изменения миссии, функций университетов, появление новых моделей университета, трансформация этоса университета.
  4. Гуманитарные и цифровые технологии. Тексты, в которых представлены особенности разворачивающейся «цифро-коммуникативной революции», ее влияние на развитие университетов и систему образования в целом, а также новые гуманитарные практики, характерные для университета в когнитивном обществе.

УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ ПРОЕКТЕ

В проекте возможны 4 уровня участия:

  • член концепт-группы
  • эксперт проекта
  • координатор проекта

Возможности и обязательства члена концепт-группы открытого проекта:

  • определять цели и задачи проекта;
  • участвовать в разработке карты проблем и задач по тематике проекта;
  • участвовать в составлении плана работы открытого проекта на определенный период (месяц, квартал, год);
  • публиковать авторские материалы на сайте проекта;
  • участвовать в отборе присылаемых другими авторами материалов для публикации на сайте проекта;
  • определять темы и содержание экспертных дискуссий, осуществлять модерацию дискуссий либо предлагать кандидатуры модераторов;
  • принимать участие в экспертном дискурсе по ключевым проблемам проекта;
  • получать еженедельную информационную рассылку;
  • оказывать (по возможности) организационную и финансовую поддержку проекту.

Возможности и обязательства эксперта открытого проекта:

  • участвовать в определении целей и задач проекта;
  • вносить предложения к карте проблем и задач по тематике проекта;
  • публиковать авторские материалы на сайте проекта;
  • высказывать экспертное отношение к материалам, опубликованным другими участниками проекта;
  • предлагать концепт-группе различные материалы других авторов (доступные для свободного распространения) для размещения в библиотеке проекта;
  • участвовать в экспертных дискуссиях по ключевым проблемам проекта, в том числе в качестве модератора;
  • получать еженедельную информационную рассылку.

Презентация открытого проекта «Университеты будущего»

Presentation of the open project «University of the Future»